АКВАРИУМ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Воспитание детей начинается
с приобщения их к труду, любви к животным, с развития воображения, чувства поэзии. Все эти качества воспитываются
при общении ребенка с аквариумом в дошкольном и школьном возрасте.
Если в дошкольном возрасте
ребенок воспринимает общение аквариумом как игру, то в школьном возрасте
формируются его познавательные способности.
С поступлением ребенка в
школу резко изменяется весь его уклад жизни. Основной его деятельностью отныне
становится учение, важнейшей обязаностью - обязанность учиться, приобретать
знания. А учение - это серьезный труд, требующий известной организованности,
дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребенка. Все чаще и больше
приходится делать, что надо, а не то, что хочется.
С первых дней обучения в
школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в школьном возрасте. Это противоречие
между постоянно растущими требованиями, которые предъявляет учебная работа к
личности ребенка, к его вниманию, памяти мышлению, и тем психическим развитием,
которого достиг ребенок к данному возрасту.
Воображение - один из важных
психических познавательных процессов. Подлинное усвоение любого учебного
предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения
представить, вообразить то, о чем пишется в учебниках, без умения оперировать
наглядными образами.
Приведу вам пример важности
развития воображения ребенка, который описан в рассказе великого писателя К. Паустовского "Далекие годы".
Если вы занимаетесь воспитанием ребенка, обязательно прочитайте этот рассказ.
Сущность рассказа сводится к тому, что школьный учитель держал на столе бутылки
с водой, и на каждой из них были наклейки с надписями: "Вода из
Нила", "Вода из реки Лимпопо" "Вода из Средиземного
моря". Бутылок было много, в них была вода из Волги, Рейна, Темзы, озера
Мичиган, Мертвого моря и Амазонки.
Ученики приставали к учителю, чтобы он разрешил им
попробовать воду из Мертвого моря. Им хотелось узнать, действительно ли она
такая соленая. Но пробовать воду учитель не позволял. И это подогревало познавательный интерес учеников, их
воображение.
На самом деле в бутылках
была самая обыкновенная водопроводная вода. Вы спросите: зачем учитель обманывал? Он справедливо полагал, что таким
путем даст толчок развитию воображения учащихся. Он очень ценил его. По его
мнению, человек отличается от животного способностью к воображению. Воображение
создало искусство. Оно раздвинуло границы мира и сознания и сообщило жизни то
свойство, что мы называем поэзией.
Но если бутылки с простой
водой оказали такое воздействие на ребенка, то как же можно эффективно
использовать аквариум в целях развития познавательных способностей ребенка.
Сколько, сидя перед аквариумом, можно рассказать о красоте, скажем, бассейна
самой большой реки Южной Америке Амазонки, которая занимает площадь около 6000
кв. километров и находится в зоне влажных вечнозеленых лесов. О тропиках
Индо-Малайской географической зоны: Малакка и Индонезия, острова Ява, Суматра
Калимантан, Сулавеси, Новая Гвинея...
Воображение школьника
формируется в процессе его учебной деятельности под влияниям ее требований.
Непосредственные впечатления от общения с аквариумом также развивают
воображение. Аквариум помогает создать школьнику образы более реалистичные, не
противоречащие действительности, он помогает развитию способностей ребенка к
критической оценке. Таким образом, воображение школьников, с одной стороны,
постепенно освобождается от влияния непосредственных впечатлений (что и придает
ему творческий характер), с другой - усиливается реализм воображения, связанный
с развитием способности контролировать и оценивать образы воображения с позиции
логики, законов объективного мира.
Ребенок 6-8 летнего возраста
обычно мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства
и качества конкретных предметов и явлений, одним из которых должен стать подводный мир аквариума.
|