АКВАРИУМ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Под влиянием общения с
аквариумом происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к
познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков,
что дает возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые
аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка
постепенно начинают формироваться понятия, которые можно назвать научными, в
отличие от житейских.
Общение с аквариумом помогут
ребенку дифференцированно подходить к признакам предмета. На примере аквариума
можно наглядно показать, что есть существенные признаки, без наличия которых
предмет не может быть подведен под данное понятие. Вместе с тем, ребенок должен
научиться понимать, что имеются и несущественные для данного понятия признаки,
характеризующие индивидуальные особенности предмета, которые иногда очень заметны
и впечатляющи.
Умение разделять признаки и
выделять существенные приходит не сразу.
Ведь ребенок воспринимает в первую очередь внешние признаки, а именно они-то
могут и не быть существенными. Этим и объясняется наиболее частая ошибка,
которую допускают дети в процессе формирования понятий. Например, при раскрытии
понятия “рыба” ребенок в качестве существенного признака назовет признак -
плавает. Но, как мы знаем, кит тоже плавает, но он не относится к классу рыб, а
к классу млекопитающих. Аквариум поможет вам легко объяснить ребенку, что хотя
рыба и кит плавают под водой, но их отличает то, что кит дышит легкими и
поэтому всплывает на поверхность, чтобы набрать воздух в легкие, а рыба дышит
жабрами растворенным в воде кислородом. Поэтому признак “плавать” не является
основным в раскрытии понятия “рыба”.
Аналитическая деятельность
ребенка развивается при общении с аквариумом в направлении от
наглядно-действенного к абстрактно- умственному анализу; от анализа отдельного
явления к анализу связей и отношений между явлениями. Понять новое, неизвестное
явление означает соотнести его с известным, включить его в систему знаний,
подвести новое явление под более общее,
знакомое понятие. Развитию этих качеств будет способствовать постоянное общение ребенка с аквариумом.
|