ПЕРВЫЙ АКВАРИУМ
Когда появились искусственные водоемы, аквариумы для содержания рыб? Скорее всего, впервые упоминалось о сосудах для содержания рыб в древнеиндийском сказании о великом потопе. Из всех имеющихся в литературе легенд наиболее древняя - вавилонская или, вернее, шумерская. Она стала известна, благодаря вавилонскому историку Беросу, который в первой половине III в. до н.э. составил историю своей страны. Через одиннадцать или двенадцать веков мы находим еврейские легенды о потопе. Между вавилонским преданием и еврейскими рассказами о потопе лежит одиннадцать-двенадцать веков, но в них обнаруживается много общего. Легенды о разрушительном потопе, в котором погибла большая часть человеческого рода, имеются и в древнегреческой литературе. Автором древнегреческого мифологического сочинения был Аполлодор. Греческая легенда относится ко времени не ранее середины II века до н.э. Сказания о великом потопе находим и в Восточной Азии, на островах Малайского архипелага, в Австралии, в Новой Гвинее и Меланезии, в Полинезии и Микронезии, в Северной и Южной Америке, в Африке. Для нашего исследования большой интерес представляют древнеиндийские сказания. В санскритской литературе неоднократно встречаются различные варианты сказания о потопе. Древнейшее из преданий, содержащееся в так называемом «Шатапатха-брахмана» (Шатю-бр. I, 8,1), важном прозаическом сочинении, посвященном священному ритуалу, написано, как полагают, незадолго до появления буддизма, т.е. не позднее VI в. до н.э.
Вот как передает это предание английский (точнее, шотландский) ученый Джеймс Джордж Фрезер.
Утром принесли Ману воду для умывания, совершенно так же, как ему всегда приносили воду для омовения рук. Когда он умывался, ему попала в руки рыба. И она сказала ему такое слово:
- Взрасти меня, и я спасу тебя!
- От чего ты спасешь меня?
- Потоп снесет все земные создания; я спасу тебя от потопа!
- Как же мне взрастить тебя? - спросил Ману.
Рыба ответила:
- Сперва ты будешь держать меня в сосуде; когда я перерасту кувшин, ты выроешь колодезь и там будешь держать меня. Когда я перерасту колодезь, ты пустишь меня в море, ибо тогда мне уже нечего бояться гибели.
Когда рыба стала гхашей (ghasha - большая рыба), она сказала:
- Произойдет потоп. Ты должен тогда вспомнить обо мне и построить судно, а когда начнется потоп, взойди на него, и я спасу тебя от потопа.
Взрастив рыбу так, как она просила, Ману отпустил ее в море. И в том самом году, который предсказала рыба, он вспомнил ее совет и построил судно, а когда начался потоп, он взошел на него. Тогда рыба приплыла к нему, и он привязал канат от своего судна к ее плавнику и таким образом скоро приплыл к той далекой горе, что на севере. Тут рыба сказала ему:
- Я спасла тебя; привяжи теперь судно к дереву, но смотри, чтобы вода не снесла тебя, пока ты будешь оставаться на горе; когда же вода спадет, ты можешь спуститься вниз.
И он спустился с гор. Вот почему тот склон северной горы называется "спуск Ману". Потопом были уничтожены все создания; один лишь Ману уцелел...
Желая иметь потомство, он стал вести благочестивую и строгую жизнь. Он также совершил жертвоприношение "пака": стоя в воде, принес жертву из осветленного масла, кислого молока, сыворотки и творога. От этого через год произошла женщина. Когда она стала совсем плотной, то поднялась на ноги, и, где она не ступала, следы ее оставляли чистое масло.
Она пришла к Ману, и он спросил ее:
- Кто ты такая?
- Твоя дочь, Ила - ответила она.
- Как, ты, слава творения, ты - моя дочь? - спросил он.
- Да! - сказала она. - Теми жертвами из чистого масла, кислого молока, сыворотки и творога, которые ты принес воде, ты произвел меня. Я - благодать; используй меня, когда будешь приносить жертвы. И если ты используешь меня, когда будешь приносить жертвы, то станешь богат потомством и скотом. Всякое благо, какое ты вздумаешь просить через меня, будет дано тебе. Вместе с ней он продолжал вести благочестивую и строгую жизнь, желая иметь потомство. Через нее он произвел человеческий род, род Ману, и всякое благо, которое он просил через нее, было дано ему.
В другом произведении «Махабхарате» (III, 185) рыба, спасенная Ману, - воплощение Брахмы, высшего божества индуистской мифологии, творца мира. По другой версии мифа, рыба - аватара Вишну. Согласно «Махабхарате» и пуранам, воплотившись в рыбу, Вишну[2] спасает от потопа седьмого Ману - Вайвасвату.
Легенда гласит, что человеческий род обязан своим существованием Ману, вырастившему в сосуде рыбу. Так началась история эзотерической аквариумистики.
О содержании рыб в искусственных водоемах мы находим сведения в древнекитайской и японской литературе.
С рыбами, рыбаками связана и история христианства.
Сведения о создании искусственных водоемов в глубокой древности мы находим в Ветхом Завете. В книге пророка Исаии, упоминаются садки, в которых содержали живую рыбу. (Ис. XIX, 8, 10). Садок в переводе с еврейского означает праведный. Имя Садок носили несколько лиц, упоминаемых в Священном Писании:
1. Сын Ахивута, достигший звания первосвященника во дни Давида и Соломона (II Цар. VIII, 17).
2. Садок - второй первосвященник, почитаемый современниками царя Манасии (I Пар. YI, 12).
3. Сын Иммера, священник, помогавший в воссоздании Иерусалимской стены.
4. Садок - один из книжников во дни Неемии (Неем. XIII, 13) и др.
Вода и рыбы, на наш взгляд, связаны и с важнейшим для европейской эзотерической традиции символом - Чашей Грааля (Сердце Иисуса).
До наших дней дошли известия о Граале, сосуде, обладающем способностью исполнять любые желания. Некоторые легенды сообщают, что этой чашей пользовался Христос во время Тайной Вечере.
В христианстве есть предание, что в чашу Грааля Иосиф Аримафейский собрал кровь и воду Иисуса, распятого на кресте.
После распятия и воскрешения Христа, Иосиф Аримафейский был обвинен в похищении тела Иисуса, его посадили в тюрьму и морили там голодом. В тюрьме к Иосифу явился Христос, а перед тем, как исчезнуть, дал наставления о таинствах литургии и воплощения. Иосиф чудесным образом спасся с помощью голубя, который каждый день прилетал и приносил в клюве воду. Иосиф был освобожден и вместе со своей сестрой, ее мужем по имени Брон, а также в сопровождении небольшой группы последователей удалился за море в изгнание. Ими был создан стол, называемый первым Столом Грааля, и символизировавший тот стол, за которым происходила Тайная Вечеря.
Впоследствии хранителем Грааля стал Брон, который приобрел прозвище «Богатый Рыбак» после того, как накормил всех учеников из Чаши одной единственной рыбой. Смотрите, уважаемый читатель, чаша Грааля, как и сосуд Ману, связаны с содержанием в них рыбы.
Но что представляет собой эта чаша Грааля? Согласно преданиям она была выточена ангелами из драгоценного камня изумруда. В рай удалось проникнуть Сифу и завладеть драгоценной чашей. Сиф - это одно из олицетворений Искупителя. О том, как дальше передавалась чаша и где она теперь, известно крайне мало. Как считает французский мыслитель-традиционалист Рене Генон, Грааль по-прежнему существует для тех, кто обладает "внутренним" знанием. Существует огромная литературы по истории чаши Грааля. Для нас важно, что Грааль это драгоценная каменная чаша в которой «Богатый рыбак» Брон содержал рыбу.
Можно отметить весьма любопытное совпадение: этимология имени Ману, который вырастил в сосуде рыбу, Мани, или Манихея, легендарного основателя манихейства[3], есть точный эквивалент этимологии названия Грааля. Мани на санскрите означает «драгоценный камень, гемма»; на сирийском - «сосуд» - называется Мана. Вот почему, согласно святому Августину, который в юности был манихейцем, имя Манихея означало для его учеников «живой камень», или «живой сосуд», или «камень (сосуд)».
Интересно, что имя апостола Иисуса Христа Петра означает «камень», а символом христианства была рыба и апостолы Христа были рыбаки. Можно предположить, что чаша, присутствующая на Тайной Вечере, попала туда не случайно, а была сосудом Ману, который вырастил рыбу.
Существует тесная связь между тем, что символом христианства является рыба, первые апостолы были рыбаками, сосудом Ману и таинственной каменной чашей Грааля, которую упорно, но безуспешно искали в средневековье.
Есть еще одна связь, на которую не обращали внимание иследователи. Связь между чашей Грааля и изысканиями алхимиков. Алхимики Древнего Египта и средневековья пытались раскрыть тайну «философского камня». Но что такое «философский камень»? Историки алхимии предполагали, что он исцеляет болезни, продлевает жизнь, позволяет общаться с ангелами или даже понимать языки животных.
Алхимики в своих древних манускриптах отмечали, что «этот камень объединяет в себе все цвета. Он белый, красный, желтый, небесно-голубой и зеленый». Алхимик XIV века Зосим описал его как «камень, который не является камнем». Многие алхимики называли его «порошком для бросания в тигель». Алхимики безуспешно пытались раскрыть тайну «философского камня».
Историки алхимии отмечают, что философский камень был известен в Египте, но потом секрет его изготовления был утерян. Существует средневековая история о том, как некий египтянин Адфар, житель египетской Александрии, нашел книгу Гермеса, где было написано, - как изготовить философский камень. Адфар научил этому искусству молодого римлянина Мориенуса. Однажды египетский царь Калид потребовал от своих алхимиков изготовить философский камень. Они не смогли этого сделать. Тогда к Калиду приехал Мориенус и изготовил камень. Когда Мориенуса спросили, как изготовить камень, он ответил, что философский камень состоит из составляющих-элементов, которые были названы им символическими именами: белый дым, зеленый лев… Но что это за элементы он не сказал. Он только добавил загадочную фразу: «для получения камня надо сперва разрушить». Что разрушить? Для чего разрушить? Все это осталось тайной.
Наш современник, французский ученый химик, директор института геополимеров Иосиф Давидович, изучая труды древних алхимиков, проводя тысячи химических исследований, пришел к выводу, что философский камень действительно существовал. Секрет философского камня - это секрет создания искусственных камней, которые практически не отличались от натуральных, на основе так называемого геополимерного материала.
|