Акварель

Наталья Ильинаю Акварель

Н.Ильина"

О. Сорокина

О.Сорокина

ЧАСТЬ III

МАГИЯ ЖИВОПИСИ

                 

ПОРТРЕТ

       Василий Коханенко
     - Из всех черт, образующих лицо человека, древнекитайские физиогномисты и художники-портретисты выделяют пять важнейших для чтения лица.  Это - брови, глаза, нос, рот и уши.
В  древних текстах они обозначаются как. Пять важнейших органов. Каждая из них раскрывает что-нибудь в характере. Каждая также управляет какой-нибудь стороной судьбы.  Для физиогномиста главной проблемой является то,  что  эти  черты  имеют тенденцию  перекрывать  друг  друга в том смысле,  что между всеми чертами лица имеется взаимозависимость и  для  полного  анализа необходим учет все этих черт и связей.
     Володя Галахов
     - После того, как все эти различные черты соответствующим образом поняты, оценены и проанализированы, физиогномист и  художник-портретис переходит к другим чертам лица,  таким, как лоб,  виски, скулы, челюсти и морщины. И в заключение он переходит  к  чтению  цвета кожи,  что представляет наиболее тонкую и трудную для овладения часть системы.  Древние физиогномисты утверждают,  что если любая из пяти важнейших черт имеет по форме и качеству самое высокое достоинство, то этим обеспечивается,  по крайней мере, десять лет счастливой жизни.
А если все пять черт имеют высшее достоинство, тогда испытуемый будет всю свою жизнь наслаждаться счастьем, процветанием и всеобщим уважением.  Но вряд ли кто-либо из живых людей одарен  таким "совершенным лицом".  Древние авторы также утверждали, что если какая-либо из этих  пяти черт плохо оформлена, то это указывает на излом или слабость в каких-то чертах индивидуума. Неправильная черта является отражением неправильного ума. Таким образом, работа физиогномиста и художника состоит в проникновении во внутреннюю жизнь индивидуума путем чтения того, что раскрывает его лицо.
     Я
     - Давайте  опять же вернемся к работам художников-портретистов.
     Василий Коханенко
     - Рокотов Федор Степанович - российский художник,  Один
из лучших мастеров русского портрета века Просвещения. Выхо-
дец из семьи крепостных;  был,  скорее всего, незаконным ре-
бенком,  лишь  приписанным к этой семье,  поскольку числился
<вольнорожденным>.  Учился в  петербургской  Академии  худо-
жеств. Жил в Петербурге, Москве, где имел частную школу. Ус-
воил стилистику западноевропейского парадного портрета в ду-
хе  рококо,  вероятнее всего,  по произведениям работавших в
России французских мастеров Л.  Токке и П.  Ротари.
     В петербургский,  <академический>  период  исполнил ряд
парадных портретов, в том числе великого князя Петра Федоро-
вича, впоследствии императора Петра III (Русский музей, пов-
торение - в Третьяковской галерее),  И.  Г.  Орлова в  латах
(Третьяковская галерея),  коронационный портрет Екатерины II
(там же;  вариант - во Дворце-музее Павловска). Сравнительно
пестрые по колориту,  достаточно эффектные по рисунку и ком-
позиции, произведения эти все же не принадлежат к портретным
шедеврам эпохи. Более удачны интимные портреты Рокотова, ко-
торые принято целиком связывать с его  московским  периодом.
Среди ранних вещей этого периода особенно значителен портрет
В.  И. Майкова (около 1765, Третьяковская галерея), излучаю-
щий бодрую, мажорную уверенность поэта в себе, в своих твор-
ческих силах; гораздо живее и легче становится мазок, гармо-
ничней  колорит,  в котором цветовые контрасты смягчаются за
счет теплых тонов грунта,  проступающих через  верхние  слои
краски.
     К лучшим работам Рокотова принадлежат  также  портреты:
А.  И.  Воронцова, Н. Е. Струйского и его жены А. П. Струйс-
кой, неизвестного в треуголке, неизвестной в розовом платье,
В.  Е. Новосильцовой, И. И. Барятинского ( все - там же), Е.
В. Санти (Русский музей). Обычно погрудные или поясные, час-
то овального формата, эти образы лишены сильных, внешних эф-
фектов,  вкрадчиво выявляя внутреннюю жизнь модели. Компози-
ционные  приемы Рокотова стереотипны и достаточно однообраз-
ны,  - что вообще характерно для портретного искусства 18 в.
Но  разнообразие  возрастных  и личностных характеристик,  а
также женско-мужских оппозиций в парных супружеских  портре-
тах достигается за счет чуткого внимания к неповторимым осо-
бенностям натуры,  которые передаются прежде всего игрой ко-
лорита  и  светотени,  как бы окутывающей модель серебристой
дымкой.
     В поздних портретах - Новосильцовой или Санти - формы и
краски предстают более объемными и  четкими,  дымка  как  бы
рассеивается,  уступая место ясному и ровному свету.  Работы
Рокотова часто воспринимаются как поэтические архетипы порт-
рета 18 в. в целом. Лирическое и несказанно загадочное обая-
ние Александры Струйской, запечатленной мастером, отразилось
в <Портрете> ,  одном из лучших стихотворений Н. А. Заболоц-
кого :
                   Ее глаза - как два тумана,
                      Полуулыбка, полуплач,
                   Ее глаза - как два обмана,
                    Покрытых мглою неудач...
                   ... Когда потемки наступают
                      И приближается гроза,
                    Со дна души моей мерцают
                      Ее прекрасные глаза.

 

     Я
- Давайте в портретах обратим внимание на брови и  пос-
мотрим, что об этом говорит физиогномистика.
Василий Коханенко
- Изящные  брови говорят о гармонии в отношениях индиви-
дуума с обществом.  Такой человек часто принадлежит к высшим
слоям общества. Он легко и охотно завязывает дружеские отно-
шения.  Но изящные брови - идеал,  и,  подобно другим чертам
лица,  в  большинстве  случаев брови образуются из множества
разных очертаний. Если у бровей, относительно тонкий внешний
конец ,  то это указывает на человека храброго и благородно-
го. Если брови относительно широкие и наружные края поднима-
ются дыбом,  то это указывает на мужественный и великодушный
характер,  на предприимчивую натуру.  Такой человек "родился
для  успеха".  Однако если текстура брови - грубая,  то это
вскрывает беспокойную и жесткую натуру .  Ниспадающая  бровь
означает робкую и трусливую натуру. Брови такого типа в слу-
чае,  если текстура и окраска кожи индивидуума кажутся  без-
жизненными,  говорят об истощении внутренних сил,  жизненной
энергии. Длинные, изящные брови обычно указывают на человека
с  заметной  способностью к долголетию,  хорошей репутации и
процветанию. Это также указывает на спокойный характер и не-
любовь  к радикальным переменам.  Это указывает на человека,
находящегося в гармонии с  окружением,  получившего  богатое
наследство  или  имеющего независимые доходы.  Такой человек
может быть художником или ученым. Если это женщина, то длин-
ные,  изящные брови указывают, что, вероятно, она будет нес-
частлива в замужестве. Однако у нее незаурядные способности,
и,  в случае провала с замужеством, она способна вести реши-
тельную,  независимую жизнь. Если брови длиннее глаз и имеют
элегантную  текстуру,  то это указывает на выдающийся интел-
лект.  Однако длинные густые брови обычно свидетельствуют  о
теплых семейных взаимоотношениях и зависимом характере, осо-
бенно в периоды затруднений и нужды.  Исключительно  длинные
брови у женщины,  длиннее, чем это требуется для сбалансиро-
вания с глазами,  указывают на супружескую  несовместимость.
Короткие  брови  указывают на почти полную противоположность
длинным бровям.  Если бровь слишком короткая и тонкая, чтобы
сбалансировать длину глаза,  то это говорит, что человек ве-
дет одинокую борьбу в жизни.  Если короткие брови имеют гру-
бую или неровную текстуру, то это говорит о человеке с пере-
менчивой карьерой. Короткая бровь является признаком влюбчи-
вой натуры и счастливой супружеской жизни.  Но, если они че-
ресчур тонки,  почти невидимы,  то это означает  хитрость  и
чувственное распутство. Если брови короткие и густые, то это
означает,  что у их обладателя сильно развито чувство семей-
ной лояльности,  что это человек с независимым,  агрессивным
духом. Такой человек принимает вызов, он подлинный первопро-
ходец, пионер. Я - Интересно, а что могут говорить о челове-
ке глаза ?  Василий Коханенко Возьмем опять же работы  како-
го-нибудь портретиста.  Например , Карла Павловича Брюллова.
Выходец из обрусевшей немецкой семьи, сын резчика по дереву,
Брюллов учился в Академии художеству А.  И.  Иванова и А. Е.
Егорова. Он выступает как мастер светского портрета, превра-
щая  натурный  мотив  в образец райски идиллической гармонии
<Всадница (Дж.  и А.  Паччини)>.  Портрет является  той  об-
ластью,  где магия Брюллова царствует полновластно и блиста-
тельно.  Мистически-созерцательное настроение  доминирует  в
образах людей искусства, подчеркивая духовную значительность
моделей <Поэт Н.  В.  Кукольник>, <Скульптор И. П. Витали" (
оба - в Третьяковской галерее),  <В. А. Жуковский> (Киевский
музей Т.  Г. Шевченко), <И. А. Крылов>, <А. Н. Струговщиков>
(оба - в Третьяковской галерее). К данному циклу примыкает и
<Автопортрет> (Третьяковская галерея), написанный теплым то-
ном и легкой кистью,  но проникнутый настроениями глубокого.
В последний период своей жизни мастер создает экспрессивные,
полные тонкой духовной грации портреты <Археолог М.  Ланчи>,
(Третьяковская галерея), неоконченная картина <Дж. Титтони в
образе Жанны д`Арк> (частное собрание,  Рим)., согретые поэ-
тичным юмором зарисовки народного быта.
Я
Не только у Брюлов,  но и у всех настоящих портретистов
глаза играют определяющую роль.  Интересно,  а как физиогно-
мисты расценивают глаза ?
Василий Коханенко
- Китайские физиогномисты полагают,  что глаза  -  окна
сердца и что они обнажают душу человека. Действительно, гла-
за,  вероятно,  теснее всего связаны с внутренней  сущностью
человека,  с его личностью, теснее, чем все другие черты ли-
ца,  вместе взятые.  Все древние тексты совпадают в том, что
глаза являются наиболее верным барометром чувств.  Физиогно-
мисты в первую очередь исследуют глаза  испытуемого.  И  все
же,  среди всех Пяти главных черт глаза труднее всего подда-
ются прочтению из-за их наибольшей подвижности. По существу-
ющей  традиции,  наилучшие глаза можно узнать по ряду важных
признаков.
Во-первых, они  должны быть элегантны по форме,  хорошо
расположены и хорошо сбалансированы не только друг с другом,
но и по отношению к другим чертам лица.  Ни глаз, ни глазная
впадина не должны иметь  никаких  дефектов.
Во-вторых, они  обычно  бывают  узкими  и  длинными или
большими и круглыми и хорошо защищены соответствующими века-
ми - верхними и нижними.
В-третьих, радужные оболочки хорошо центрированы и  ка-
саются как верхнего,  так и нижнего века. Под нехорошо цент-
рированными китайские физиогномисты понимают правильное рас-
положение  радужных оболочек относительно белка глазного яб-
лока.
В-четвертых, радужные  оболочки  должны  быть  ясными и
ровными.  И, наконец,  идеальные глаза обладают отблеском, т.
е.  отражают внутреннюю жизненность и благополучие человека.
Они также полностью управляемы и стабильны.
Вот таковы  руководящие  ориентиры.  Они  устанавливают
стандарт для идеальных глаз. Но такие глаза встречаются ред-
ко. Из всех перечисленных свойств, последнее наиболее важно,
и его труднее всего объяснить. Блеск свидетельствует о "жиз-
ни" глаза. Глаза без блеска будут казаться стеклянными, нео-
душевленными,  лишенными огня. Эти свойства отражают степень
самообладания  индивидуума,  а  блеск  глаз - его внутреннюю
энергию.  Все люди способны сконцентрировать свой взгляд, но
это  у  каждого  получается с разной степенью эффективности.
Блеск глаз, испускающих сконцентрированные и проникающие лу-
чи,  характеризуют  личность с могучим,  сильным характером.
Будет ли такая личность  созидательной  или  разрушительной,
зависит  от соотношения между главными и другими чертами ли-
ца,  включая лоб,  брови, нос, скулы и т. д. Если блеск глаз
созидательный,  то он называется управляемым,  и,  наоборот,
разрушительный блеск глаз будет неуправляемым. Как управляе-
мый, так и неуправляемый блеск глаз характеризует внутреннюю
энергию человека.  Чтобы прочесть блеск глаз человека, нужно
уметь отделить управляемый блеск от неуправляемого.  Индиви-
дуум с управляемым блеском может устремить на вас  неподвиж-
ный,  проникающий,  властный взгляд.  Он может заставить вас
почувствовать себя в его власти, создать почти гипнотический
эффект.  С другой стороны,  неуправляемый блеск часто бывает
таким же проникающим,  но вдобавок еще беглым и рассежпшм. У
неуправляемого блеска не хватает концентрированной мощи. Та-
кой тип блеска глаз бывает у людей с  непостоянным  характе-
ром.  Они  по природе ненадежны и часто разрушают свою собс-
твенную карьеру и жизнь собственной семьи.  В теории,  такой
человек  из-за  своего темперамента способен быть безрассуд-
ным,  фанатичжам или авантюристом и может направлять или  не
направлять свою внутреннюю энергию губительным как для себя,
так и для других, образом.
Я
- А есть ли какие-то объяснения формы  глаз?
Василий Коханенко
- Большие глаза характеризуют восприимчивого и чувстви-
тельного индивидуума, мужественного, властного и главенству-
ющего над пропорции.  Люди с большими глазами часты на высо-
ких  и ответственных постах власти.  Люди театра часто имеют
большие глаза. В частности, женщины с большими глазами имеют
эстетические наклонности.  Обычно они не бывают хорошими до-
машними хозяйками.  Если у женщины большие глаэа бывают  еще
влажными,  это  является указанием на то,  что она влюблена.
Люди с большими глазами  обычно  привлекают  противоположный
пол,  хотя  последствия могут оказаться и разочаровывающими.
Маленькие глаза бывают соразмерно меньше нормы.  Индивидуумы
с  маленькими глазами часто бывают не слишком ясно выражены.
Они стремятся к интроспекции и стараются не привлекать к се-
бе внимания.  Маленькие глаза часто бывают у самодовольных и
упрямых людей, а также у ученых и людей искусства. Маленькие
глаза  у женщин указывают чистоту и неприступность.  Но есть
такие женщины отдают свое сердцето остаются верными  и  пре-
данным Женщины  с маленькими глазами бывают склонны к проле-
ниям ревности.  Индивидуумы с большими  длинными  оболочками
обычно бывают добрыми,  спокойными, доброжелательными и кон-
сервативными хактеру.  Хотя они не любят изменений, но легко
приспоабливаются к окружающей обстановке.  Однако отсутствие
духа предриимчивости делает их малоподходящими в критической
ситуации,  когда они способны принять плохое решение. Люди с
большими радужными оболочками, сильны блеском глаз, но у ко-
торых глаза плохо сбалансированы с другими чертами лица, мо-
гут оказаться жесткими и бессердечными.  Люди  с  маленькими
радужными оболочками,особенно мужчины,  имеют тенденцию быть
неудовлетворенными своим положением в жизни. Они часто ворч-
ливы и недовольны, неспособны ужиться или принять существую-
щий порядок.  Они часто делаются отщепенцами или одиночками.
Такие  люди часто бывают жестокими и без колебани могут при-
менить силу для достижения своих целей, особенно, если у них
наблюдается то, чтс китайские физиогномисты называют глазами
с белком с трех сторон.  Индивидуумы с маленькими  радужными
оболочками в маленьких глазах - это обычно ограниченные, не-
постоянные и ненадежные люди.
ГЛАЗА ДРАКОНА. Это - довольно большие, властные глаза с
единственным веком красивой формы, которое обычно полузакры-
то. Радужные оболочки четко очерчены, с живым блеском. Такой
человек бывает властным и авторитетным. Глаза дракона обычно
встречаются у правителей и выдают щихся исторических личнос-
тей.
ГЛАЗА ФЕНИКСА.  Длинные  глаза  с двойными веками и не-
большими "рыбьими хвостиками",  идущими вверх и вниз. Радуж-
ные оболочки обычно расположены на темной стороне,  обладают
сильным блеском.  Этот изящный тип глаз встречается у людей,
обладающих талантом возглавлять крупже корпорации и учрежде-
ния. Знаменитые ученые и художники часто имеют такую же фор-
му.
ГЛАЗА ЛЬВА . Большие глаза со складками на веках, и как
на нижних,  так и на верхних.  Люди с такими веками наделены
острым  чувством  справедливости и не предназначены командо-
вать армиями или возглавлять громадные деловые империи.
ГЛАЗА СЛОНА. Узкие, длинные глаза с двойными или трони-
ыми  веками,  которые редко от крываются широко.  Такие веки
ветречаются у крупных,  тучных людей.  Эти люди  спокойны  и
дружелюбны, медленно думающие и методичные. Женщины с такими
глазами, особенно если у них узенькие, налитые кровью радуж-
ные оболочки,  отличаются необыкновенной страстностью.
ГЛАЗА ТИГРА. Глаза довольно круглые с желтоватым оттен-
ком  и  могучим  блеском,  свидетельствуют об импульсивном и
жестком характере.  Личности с глазами тигра обычно завоевы-
вают  почести и достигают высоких положений в правительстве.
ГЛАЗА ОВЦЫ. Длинные, узкие глаза с тремя слоями кожи на
верхних веках.  Часто радужные оболочки слипжом малы,  чтобы
сбалансировать белок глаза и поэтому черновато-желтого  цве-
та.  У  глаз такого типа бывает острый блеск,  но этот блеск
рассежжый и.  неуверенный.  Такие глаза встречаются у людей,
подверженных саморазрушению или насильственной смерти.
ГЛАЗА ЛОШАДИ.  Треугольные глаза с провисающими веками.
Они создают грустный вид, особенно на худом лице с глубокими
морщинами.  Такие глаза указывают на тайные любовные дела  и
непостоянство. Женщины с такими глазами высокоэмоциональны и
часто истеричны. Как мужчины, так и женщины с такими глазами
имеют  тенденцию  подвергаться  случайностям или несчастьям.
ГЛАЗА БОРОВА.  Верхние веки этих глаз имеют  излом  или
направлены вверх вблизи угла глаза.  Радужные оболочки туск-
лые, темноватой окраски. Человек с такими глазами имеет гру-
бый и жестокий характер. Подобные индивидуумы часто попадают
в затруднительное положение и могут оказаться жертвами како-
го-либо несчастья.
ГЛАЗА ВОЛКА .Такой глаз указывает на злую личность. Та-
кие  люди  обычно  жестоки,  мстительны и безжалостны и сами
часто гибнут насильственной смертью.  Такие глаза  указывают
на беспринципную и беззастенчивую личность, заговорческую по
натуре,  способную на василие и жестокость.  Такие  личности
часто  -  потенциальные  убийцы.  Согласно древним китайским
текстам,  если прямой и единый человек имеет такие глаза, то
это говорит,  что он явится жертвой насилия,  а не виновным.
Эти глаза должны быть тщательно исселедованы вместе с други-
ми чертами лица испытуемого, прежде чем будет составлено об-
щее закаючение.
ГДАЗА ЗМЕИ.  Радужнаяболочка мала и создает впечатление
,  что она плавает в море .  Часто радужная  оболочка  имеет
красноватый  оттенок.  Блеск  неуправляемый.  Как и в случае
волчьего, такая личность часто имеет неистовый характер. Бу-
дучи оскорбленными, такие индивидуумы сразу бросаются в ата-
ку.
ГЛАЗА ОБЕЗЬЯНЫ.  Для  этого  типа  характерны маленькие
глаза с черными радужными оболочками.  Такие люди обычно не-
постоянны и плохо гармонируют с окружением. Они беспокойны и
имеют неустойчивый темперамент.
ГЛАЗА РАКА.  Глазные  яблоки  заметно выступают вперед,
как у карпов или золотых рыбок.  Радужные оболочки часто  не
имеют сильного блеска. Такие глаза говорят об упрямой, храб-
рой и честолюбивой личности. Такие индивидуумы мыслят артис-
тично,  но часто с вывернутой логикой. Женщина с такими гла-
зами предпочитает семейную жизнь и является верной и предан-
ной  супругой.
ГЛАЗА КОШКИ.  Глаза с двойными веками  и  темно-желтыми
радужными  оболочками.  Имеют  сильную привлекательность для
противоположного пола.  Часто производят болезненное впечат-
ление,  что пробуждает сострадание у других.  Личность с ко-
шачьими глазами обычно ненадежна и имеет  отрицательный  ха-
рактер. Его или ее характер, однако, остается скрытым, и для
общества  подобная  личность,  как  правило,  представляется
привлекательной.
ГЛАЗА ПЕТУХА.  Глаза этого типа известны также как гла-
за-колесо,  потому что радужные оболочки расчерчены линиями,
исходящими из зрачка, подобно спицам колеса. Глаза этого ти-
па обычно бывают голубыми или светло-коричневыми. Если боль-
шие радужные оболочки оставляют видимыми лишь малые  участки
белка, то такая личность очень подвержена злоключениям, осо-
бено если линии,  идущие от зрачка к краю радужной оболочки,
обрисованы четко.
ГЛАЗА РЫБЫ.  Верхнее веко спает на внешний угол и имеет
скос вниз.  Человек с такими глазами бывает неустойчив, хотя
его облик мог бы, кажется, и давать ему спокойный вид. Такие
люди медлительны,  малоэнертны и, в принципе, антисоциальны.
.  Однако,  против ожидания, такие личности ведут обузданную
сексуальную жизнь. Лишь после тщательного изучения приведенй
классификации можно переходить к другим чертам лица.  Помни-
те,  что  глаза управляют возрастом от 35 до 40 лет и играют
необыкновенно важную роль в определении характера и  судьбы.


Назад      Оглавление       Далее 


 

Н. Ильина

О. Сорокина

Hosted by uCoz