Акварель

Наталья Ильинаю Акварель

Н.Ильина"

О. Сорокина

О.Сорокина

ЧАСТЬ III

МАГИЯ ЖИВОПИСИ

                 

ПОРТРЕТ

         Я
     - А какое значение в портрете и в физиогностике  имеет,
например, нос ?
     Василий Коханенко
     - Возьмем  опять  же  работы какого-нибудь портретиста.
Например чрезвычайно важную часть наследия И.Е.  Репина сос-
тавляют его портреты.  Он создает замечательные, острохарак-
терные типажные композиции <Мужичок из робких> ( Нижегородс-
кий художественный музей), <Мужик с дурным глазом> и <Прото-
диакон>,  (оба - Третьяковская галерея),  образы  выдающихся
деятелей культуры (<Н.  И.  Пирогов>, <М. П. Мусоргский> <П.
А. Стрепетова>(; все - там же), портреты Л. Н. Толстого, на-
писанные  во  время  пребывания  художника в Ясной поляне ),
грациозные светские однофигурные <Баронесса  В.  И.  Икскуль
фон  Гильдебрандт> ( там же) и эффектные многофигурные порт-
реты <Славянские  композиторы>(  Московская  консерватория),
<Торжественное заседание Государственного Совета>, совместно
с Б.  М.  Кустодиевым и И. С. Куликовым (Русский музей). Жи-
вая, трепетная убедительность образа, порой доходящая до на-
турализма (как в портрете Мусоргского,  где великий компози-
тор  представлен тяжело больным),  достигает особой задушев-
ности в камерных портретах мастера <Графиня Луиза Мерси дАр-
жанто>  (Третьяковская  галерея) и портретах родных <Осенний
букет> (дочь художника Вера),ряд портретов жены Репина Н. И.
НордманСеверовой.  Реализм передвижнического толка,  а затем
импрессионизм (и модерн,  - эта последовательная смена  сти-
листических ориентиров в живописных портретах еще более чет-
ко прослеживается в графике мастера,  - больших  графических
портретов рубежа веков Э.  Дузе,  нягини М. К. Тенишевой, В.
А. Серова, И. С. Остроухова, 1913.
     Я
     - Интерес представляют и портреты Нестерова Михаила Ва-
сильевича. Он писал глубокие, острохарактерные портреты дея-
телей отечественной культуры <И. П. Павлов>, <В. И. Мухина>.
     Василий Коханенко
     - И так,  какое значение в портрете и  в  физиогностике
имеет нос.  Что касается физиогностики, то из всех Пяти важ-
нейших черт нос имеет больше всего отклонений  от  идеальной
формы.  Интересно заметить, что китайские физиогномисты счи-
тают, что имеется связь между носом и развитием нижней поло-
вины мозга. Это развитие происходит медленно. Поэтому-то ре-
бенок,  мозг которого еще развивается,  имеет толстенький  и
короткий  нос.  Они  также считают,  что имеется взаимосвязь
между носом и позвоночным столбом.  Поскольку нос  полностью
развивается только к двадцати годам, то физиогномисты делают
вывод,  что к концу второго  десятилетия  человек  перестает
расти и что нижняя половина мозга при атом достигает зрелос-
ти.
     Другая школа китайской мысли полагает, что раз нос явля-
ется органом,  предназначенным для дыхания, то он тесно свя-
зан с легкими. Поэтому дышаать через нос бывает легко только
в том случае,  когда легкие здоровы.  Если человек постоянно
дышит через рот,  то физиогномисты утверждадают, что это яв-
ляется указанием на серьезную болезнь в будущем.  По сущест-
ву,  конечно,  физиогмист делает диагностическое заключение.
Если  человек  лежит в постели и тяжело дышит через рот,  то
совершенно очевидно, что он тяжело болен.
     Длинный нос обычно указывает на консервативного челове-
ка, а также презрительно-высокомерного и способного к интел-
лектуальным ,  художественным и/или техническим достижениям.
Такой индивид не пригоден для деловых предприятий или в ком-
мерческом мире.  Сверхдлинный  нос  включает  характеристики
длинного носа,  но сверх того указывает, что человек вероят-
но,  имеет духовную натуру. Индивидуумы с очень длинными но-
сами  часто  бывают нереалистичны,  капризны и спекулятивны.
     Однако если нос длинный и широкий и если он  даже  мало
соответствует другим чертам - особенно бровям, глазам и ску-
лам,  то это - признак человека с устойчивым характером,  со
спокойным  темпераментом  и которому суждено прожить хорошую
жизнь.  Довольно длинный нос, великолепно сбалансированный с
глазами, ртом и подбородком, при наличии двух глубоких линий
по обеим сторонам рта,  является идеальным.  Сочетание  этих
элементов указывает на человека большого авторитета, хороше-
го темперамента и честного.  Такие люди сексуально  активны,
горды и деятельны.
     Короткий нос обычно указывает на  человека  с  открытым
характером,  оптимистичного и дружелюбного.  Такие люди спо-
собны придерживаться очень свободной сексуальной морали. Они
не  любят мелочей и выполняют свою работу,  движимые эмоцио-
нальными импульсами.  Это тот тип людей, которые лучше всего
работают при соответствующем подбадривании.  Тощий и костля-
вый нос означает недостаток у человека  способности  к  кон-
центрации.
     Если нос расположен слишком высоко по отношению к  лицу
в целом, то, вероятно, это человек гордый, надменный и труд-
ный в общении.  Такой человек,  находясь у власти, неизменно
имеет  проблемы с подчиненными.  Такой индивидуум одинок,  и
даже в отношениях с женой не идет дальше простой терпимости.
     Нос занимает  эпицентр Трех зон и имеет особое значение
в чтении лица,  поскольку он служит точкой опоры для  оценки
баланса. С точки зрения физиогномики, он управляет годами от
41 до 50 лет,  когда в основном решается вопрос  успеха  или
провала.  В идеале,  согласно древнекитайским рукописям, нос
должен иметь прямую спинку,  хорошо  закругленный  кончик  и
крылья красивой формы.  Под хорошо закругленным кончиком фи-
зиогномисты подразумевают,  что нос не должен быть чрезмерно
вздернут  и,  таким  образом,  отверстия ноздрей должны быть
скрыты. К тому же, и по высоте и по длине идеальный нос дол-
жен иметь как бы обтекаемую форму, от переносицы и до кончи-
ка.  Он не должен иметь наклона ни в ту, ни в другую сторону
лица и должен гармонировать с контуром лица и другими черта-
ми.
     Наконец,  совершенный нос должен быть хорошо укоренен в
своей основе - маленьким участком между бровя ми и глазами.
Это означает, что у него должна быть прочная костная основа.
Идеальный нос, известный как львиный нос, является признаком
непревзойденной мужественности и сильной,  страстной натуры.
Человек  с  таким  носом имеет сильно выраженную сексуальную
мощь,  и он может преуспеть во многих начинаниях  с  гораздо
большей  легкостью,  чем люди не столь хорошо одаренные.  По
мнению китайских физиогномистов,  человек с идеальным  носом
вероятнее всего может занять ответственные и высокие положе-
ния,  однако следует подчеркнуть, что характер или судьба не
могут  быть  определены  окончательно,  исходя лишь из одной
единственной черты, в данном случае носа, - поэтому ее всег-
да следует изучать в связи с другими чертами. Во всех случа-
ях костлявый нос с небольшой горбинкой или высоким перегибом
указывает на горого, упрямого индивидуума. Такой человек мо-
жет быть агрессивным и решительным.
     Высокий и очень костлявый нос часто принадлежит челове-
ку, ведущему одинокую жизнь. Такой нос, если он слегка кост-
ляв, но выглядит достаточно полным и плоским имеет заострен-
ный кончик,  также принадлежит человеку с очень предприимчи-
вым духом.  Индивидуумы такого типа предприимчивы и  импуль-
вны.  Эта импульсивность часто отталкивает друзей и близких,
обрекая такого человека на одиночество.  Крохотная  площадка
между  глазами  называется  корень носа.  Эта площадка очень
важна при чтении черт лица,  потоому что она связана с  воз-
можными  изменениями в жизни человека и с тем,  будет ли ему
сопутствовать успех или неудача в годы расцвета  его  жизни.
Высокая площадка говорит об индивидууме обояльном, с тесными
семейными узами.  Она также указывает на долгую жизнь.  Если
эта площадка плоская, но полная, то значит, что этот человек
с горячим сердцем и задушевный и,  если состоит в браке,  то
счастлив. Если эта площадка имеет излом с впадиной и с гори-
зонтальными линиями,  пересекающими спинку носа ,то это ука-
зывает на плохое здоровье и, возможно, на раннюю смерть. Ес-
ли же она низкая и сочетается со  свирепыми,  нависшими  над
глазами бровями,  а спинка носа отклонена в сторону,  то это
указывает,  что индивидуум будет  иметь  плохое  здоровье  в
средние годы и/или будет вовлечен в преступную деятельность.
Однако если в предыдущем случае общие очертания лица  доста-
точно длинные и прямые,  внутренняя энергия достаточно силь-
на,  цвет кожи светлый и чистый, голос громкий и звонкий, то
трудности, которые возникнут перед ним, не будут столь серь-
езны. Слово предостережения: эффект излома или впадины может
быть  по-настоящему проанализирован лишь путем сопоставления
с другими чертами лица, особенно бровями и глазами.
     Спинка носа  играет большую роль при определении артис-
тичности.  Идеальная спинка носа должна быть высокой, прямой
и гладкой.  Она предвещает долгую жизнь. Человек, обладающий
полной, хорошо закругленной спинкой носа, очень артистичен и
будет  счастлив в браке.  С другой стороны,  полная и хорошо
закругленная спинка носа, простирающаясявниз к кончику носа,
без  какого-либо  дефекта,  предвещает исключительный успех,
широкую известность и всеобщее признание.

Форма ноздрей.               Черты характера
Квадратная               Несгибаемый, упрямый, упорный.
Треугольная              Посредственный, скаредный, скупой.
Круглая                  Изобретательный, самобытный.
Горизонтальный эллипс    Невыдающийся, посредственный.
Наклонный аллипс         Авантюристичный, идущий на риск.

 

     Я
- А  какое значение в портрете и в физиогностике имеет,
например, рот.
Василий Коханенко
- Возьмем опять же  работы  какого-нибудь  портретиста.
Например,  Валентин  Александрович  Серова.  Родился в семье
композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожден-
ной  Бергман).
Серов быстро выдвинулся в ряд лучших портретистов  Рос-
сии, проницательно заостряя самые характерные черты модели и
добиваясь предельной живости световоздушной и цветовой  сре-
ды.  Таковы <А.  Мазини>, <К. А. Коровин>, <Ф. Таманьо>, <Н.
С. Лесков> - люди искусства, чей творческий пыл как бы всту-
пает  в  увлеченный,  страстный диалог со свободным размахом
серовской кисти. Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь
с правдой образа,  достигает особой непринужденности в женс-
ких и детских портретах <Н. Я. Дервиз с ребенком>, <Мика Мо-
розов> (оба - Третьяковская галерея).  На рубеже веков Серов
становится лучшим русским мастером светского  и  придворного
портрета.  Изысканная  элегантность цвета и пластики замеча-
тельно передают в этих образах <Великий  князь  Павел  Алек-
сандрович>  (Третьяковская  галерея),  <Граф Ф.  Ф.  Сумаро-
ков-Эльстон,  впоследствии князь  Юсупов>,  (Русский  музей)
блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира. Он
пишет портрет Николая II (сохранился авторский вариант  того
же года - Третьяковская галерея);  самодержец,  одетый в ту-
журку Преображенского полка,  представлен тут скромно, почти
по-домашнему,  без пышных аксессуаров, который обычно счита-
ется лучшим  изображением  последнего  русского  императора.
Мастерство Серова-портретиста достигает апогея. В этих обра-
зах царит большой стиль модерна:  культ сильной линии, брос-
кого,  монументального жеста и позы <М. Н. Ермолова>, <Ф. И.
Шаляпин>, <Г. Л. Гиршман>, <В. О. Гиршман (все - Третьяковс-
кая галерея),  <Ида Рубинштейн" ( Русский музей) , в портрет
И. А. Морозова, (Третьяковская галерея).
В светском  портрете  нарастают черты иронического сар-
казма <Княгиня О. К. Орлова> (там же).
Володя Галахов
- И так,  какое значение в портрете и  в  физиогностике
имеет  рот.  При определении характера и судьбы человека ки-
тайские физиономисы считают  рот  одной  из  пяти  важнейших
черт.  Идеальный рот должен иметь такую форму, чтобы желобок
посередине верхней губы был сбалансирован с носом и лбом.  У
мужчин  рот должен быть сильным,  а губы твердыми.  У женщин
рот должен быть нежным,  а губы мягкими.  Общее правило: чем
шире рот, тем лучше характер человека. Но большой рот, кото-
рый не может плотно закрываться,  выдает беспечный и нереши-
тельный характер. Такие люди часто оказываются жертвами. Лю-
ди,  родившиеся в обеспеченных семьях и не получившие доста-
точно внутренней энергии для борьбы за существование,  часто
имеют рот этого типа.  Большой рот у женщины показывает, что
у нее больше способности к служебной карьере, чем к домашней
работе.  Рот с уголками в виде лука означает, что человек не
способен  занимать  высокие  посты.  Лукообразный  рот часто
встречается у людей с нормальным и малым весом.  Люди, попа-
дающие в эту категорию,  часто имеют треугольную форму лица.
У них наблюдается понижение чувствительности,  но  зато  они
склонны к большей нежности и привязанности,  чем индивидуумы
с большими ртами и тонкими губами.  Большой рот с  красными,
блестящими губами характерен для людей,  способных проявлять
властность. Это люди с чувством ответственности, поддержива-
ющие  тесные  семейные узы.  То же справедливо и для людей с
широкими ртами, у которых губы слегка загнуты кверху в углах
рта.  Если рот с твердыми губами открывается в виде большого
квадрата,  то это говорит о  добродушном  характере.  Хорошо
центрированный рот, без смещения в ту или иную сторону, так-
же свидетельствует о беспечной натуре,  не склонной к терза-
ниям. Широкий рот на полной, но твердой основе встречается у
людей с крупной костной структурой.  Они часто бывают погло-
щены собой, честолюбивы, авантюристичны и агрессивны. Но они
также бывают равнодушны к своим успехам и поражениям.
Я
- Мне кажется,  что все сказанное выше  относится  и  к
другим художникам-портретистам.
Василий Коханенко.
Конечто это так. Возьмите Николай Николаевич ГЕ - выда-
ющегося мастера портрета.  Он создает замечательные,  полные
внутренней одухотворенности портреты - в частности,  портрет
Л. Н. Толстого за письменным столом, который считается одним
из лучших прижизненных изображений писателя.  И все портрет-
ные данные физиогностике сходятся в этом портрете. Аналитич-
ны и нервно-напряженны портреты Врубеля (К. Д. и М. И. Арцы-
бушевых, а также С. И. Мамонтова
Выдающийся портретист,  Петров-Водкин видел в своих мо-
делях живые вехи времени,  героические воплощения человечес-
кого  достоинства и творческой чести.  Таковы его <Автопорт-
рет>,  портреты А.  А.  Ахматовой, А. Белого. Даже, казалось
бы,  сугубо официальный портрет В.  И Ленина полностью соот-
ветствует данным физиогностики.
Но, пожалуй, еще ярче это проявляется в портретах Шило-
ва Александра Максовича.  Эти тщательно моделированные порт-
ретытипы современников.
Я
- Интересно, а у западных портретистов, например у имп-
рессионистов,  это тоже находит свое подтверждение.
Владимир Галахов
- Конечно в меньшей степени,  но их портерты тоже подт-
верждают  данные  физиогномистов.  Например,  Мане)  Эдуар ,
французский художник.  В традициях старых мастеров  исполнен
его <Портрет родителей> (частное собрание, Париж), выполнен-
ный как жанровая картина.
Мане одним  из  первых художников заметил отчужденность
людей друг от друга, изображенные им персонажи находятся ря-
дом,  но словно не обращают внимания на окружение.  Одновре-
менно художник разрабатывает <испанскую> тему.  Так, он соз-
дает <Лолу из Валенсии> (Музей д'Орсе,  Париж) - портрет ис-
панской артистки на фоне театральных кулис, <сокровище с ро-
зово-черным мерцанием> (Бодлер).  К <испанскому> циклу отно-
сятся также <Гитарерро>  (Метрополитен-музей)  и  <Викторина
Меран в костюме эспады> (там же).
Мане пишет <Олимпию> (Музей д'Орсе, Париж). В представ-
ленном  здесь  образе  обнаженной  женщины  на ложе (как и в
<Завтраке на траве>,  это Викторина Меран;  в ногах  женщины
помещена  черная  кошка  -  бодлеровский  символ  из <Цветов
зла>),  напоминающем во многом традиции жанра  у  Джорджоне,
Тициана, Веласкеса, Гойи и Энгра, присутствуют и приметы но-
вого времени - черты марионетки и фетиша. Художник сближает-
ся с Э.  Золя,  пишет его портрет. В картине <Балкон> (Музей
д'Орсе, Париж) Мане, сочетая принципы бытового жанра с порт-
ретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга. В
парных композициях начала 1880-х гг.  <Весна. Портрет Демар-
си>  (Метрополитен-музей)  и  <Осень.  Портрет Лоран> (Музей
изящных искусств, Нанси), ощущается некое предчувствие стиля
модерн:  плоскостный  фон ритмизован изображением цветов,  а
фигуры показаны в профиль.
В связи  с  намечающимся <возрождением> техники пастели
Мане  пишет  цветными  мелками  ряд  произведений  например,
<Портрет Ирмы Бруннер>,  (Музей д'Орсе, Париж), отличающийся
тонкостью красочных отношений. Василий Коханенко Или возьми-
те Поля Сезанна. Учился в коллеже в Эксе вместе с Э. Золя, с
которым впоследствии долго был дружен. Через Золя знакомится
с художниками Э.  Мане, а также К. Писсарро, К. Моне, О. Ре-
нуаром  и  др.,  будущими  представителями   импрессионизма.
Участвовал  в выставках импрессионистов,  однако не разделял
их установки на фиксацию  мимолетных  состояний  природы.  В
числе  значительных  работ  раннего периода - <Портрет отца>
(частное собрание). Видимо, этот портрет должен был доказать
отцу,  что  художник  окончательно утвердился в выборе своей
профессии. В <Девушке у пианино> ( Эрмитаж) изображены сест-
ра  и мать художника,  пустующее кресло должно напоминать об
отце.  Увлекаясь все более акварельной живописью, он перено-
сит отдельные ее приемы и в технику масляной живописи, пишет
на белых,  специально негрунтованных холстах, красочный слой
становится  у него все более облегченным,  как бы светящимся
изнутри.
В 1870-е гг.  начинается серия автопортретов. От <Авто-
портрета в фуражке> (Эрмитаж) с его некоторой <диковатостью>
и  <японизацией>  изображения  глаз  он переходит к созданию
обобщенных образов <Автопортрет> (частное собрание,  Винтер-
тур).  Во  всех  портертах  Сезанна мы находим подтверждение
идей физиогномистов.
Я
- Мне кажется, что физиогномисы на огромном опыте тыся-
чилетий, а художники-портретисты на основе интуиции пришли к
одному и тому же. Лицо, портрет не просто фотография, а мис-
тически угадываемый характер человека,  отражение его судьбы
в прошлом и будущем.


Назад      Оглавление       Далее 


 

Н. Ильина

О. Сорокина

Hosted by uCoz