Акварель

Наталья Ильинаю Акварель

Н.Ильина"

О. Сорокина

О.Сорокина

ЧАСТЬ III

МАГИЯ ЖИВОПИСИ

                 

ПОРТРЕТ
Я

     - Особое место в магии живописи занимает портрет. Говорят по лицу можно читать прошлое,  настоящее и будущее человека.

     Володя Галахов

     - Идея о том, что между чертами лица и судьбой человека существует связь, известна давно.  В лице отражается и характер человека.  Еще Аристотель писал "Если люди имеют большие лбы,  то они медлительны в движениях, если у них широкие любы,  то они легко подвержены безумию, если у них лбы закруглены или выпуклые, то они вспыльчивы". Он сообщает, что прямые брови являются признаком мягкого нрава. Жесткость характера выражается бровями,  которые закругляются к носу.  Если брови  при  этом  сходятся друг с другом,  тогда,  возможно, главной чертой характера является ревность
Василий Коханенко
- Когда вы впервые встречаете человека,  вы  мгновенно выносите интуитивное суждение о нем.  Впоследствии вы можете изменить это суждение. Однако существенно то, что на основании внешнего вида человека вы способны судить о его характере.
Я
- А существует ли особая наука,  изучающая характер человека по лицу?
Василий Коханенко
- В  записях  китайских  физиономистов включены десятки тысяч описаний случаев чтения лица. Китайские летописи, например,  изобилуют  историями,  связанными с физиономистикой - искусством чтения лица.  Для китайского физиогномиста судьба представляется как подъемы и спады в течение нормального периода жизни.  Изучая ваше лицо,  он не  ограничивается  лишь указанием  того,  что  вас ожидает успех или провал в жизни.
Китайская физиогномика была отточена до такого совершенства, что  читающий лицо в большинстве случаев с чрезвычайной точностью может указать даже годы предстоящих успехов (или  поражений). Хотя сами китайцы готовы отметить, что чтение лица не является чистой наукой,  они указывают, что оно выдержало испытание столетиями. Китайское чтение лица опирается в буквальном смысле слова на миллионы опытов.
Я
- Большую ценность представляет анализ галереи лиц, отраженных в портретной живописи. Большинство известных художников занимались написанием портретов.  Но  среди  них  есть непревзойденные мастера портрета, чьи работы обладают огромной магической силой.
Василий Коханенко
- Например ВАН  ДЕЙК  Антонис,  фламандский  живописец.

Картинка 9 из 292

 Ученик П.  П. Рубенса. Виртуозные по живописи, сдержанные по колориту  парадные  аристократические  и  интимные  портреты "Карл на охоте", портрет Г. Бентивольо замечательны тонким психологизмом и благородной одухотворенностью.
В многочисленных портретах Филиппа Уортона, (Метрополитенмузей), Томаса Уортона (Эрмитаж), Джорджа Дигби и Уильяма Рассела (собрание Спенсера,  Олторп), Артура Гудвина (собрание герцога Девонширского, Дербишир), воссоздающих атмосферу английского двора,  высокий аристократизм образов сочетается с их эмоциональной утонченностью. По словам французского писателя Роже де Пиля, "Ван Дейк создал невероятное количество портретов, над которыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу стал торопиться и писать наспех".
Володя Галахов
- Мы говорили о Тициане, как о мастере религиозной живописи,  но он и великий портретист.  Он обратился к портрету еще  в ранние годы:  так называемые "Ариосто" и "Скьявона" (Национальная галерея,  Лондон). 

Картинка 1 из 7

Ариосто

Позднее он создает обширную портретную  галерею современников,  среди которых безымянный "Юноша с перчаткой" (Лувр),  гуманист Винченцо Мости, кардинал Ипполито Медичи, правитель Мантуи Федериго Гонзага, правитель Урбино,  выдающийся военный инженер  Франческо  Мария делла Ровере, друг Тициана Пьетро Аретино. Тонкостью передачи индивидуального внутреннего мира выделяется портрет  феррарского юриста Ипполито Риминальди (Галерея Питти,  Флоренция).  Тициан создает новый портретный жанр,  названный  его другом Аретино <историей> - в больших полотнах, изображающих заказчиков в полный рост, торжественное великолепие парадных портретов  сочетается с драматической сложностью характеров, сюжетной завязкой,  сближающей эти полотна с жанром  исторической  картины  "Обращение  Альфонсо д'Авалос к солдатам" (Прадо),  "Папа Павел III с внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе",  (Национальные музеи и галереи Каподимонте,  Неаполь) "Семья Вендрамин" ( Национальная галерея, Лондон), "Карл V", (Старая пинакотека,  Мюнхен), "Карл V под Мюльбергом" ( Прадо).
Я
- Интересно,  а что о портретах  этих  художников  можно сказать с позиции физиономистики.
Володя Галахов
- Но мы должны тогда сначала обрисовать физиономистику, разобраться, что это такое.
Василий Коханенко
- С момента ее зарождения в эпоху до Рождества Христова физиогномика в Китае,  подобно иглоукалыванию, считалась отраслью медицины. Основания для этого крайне просты. Поскольку  черты лица человека отображают его личность или внутреннюю жизненную силу,  то внешний его вид тесно связан с выражением лица, с его душевным настроем и, следовательно, с его физическим самочувствием. Более чем через две тысячи лет западная психиатрия подтвердила это положение.
Володя Галахов
- Китайские  физиогномисты  уже  давно установили,  что форма и расположение черт лица и других характеристик открывает не только характер человека, но также и его " судьбу ."
Если характер человека можно прочесть по знакам на его лице, то,  по мнению китайцев,  можно тоже прочесть и его будущее.
Аргументация и здесь довольно  проста.  Каждое  изменение  в чертах лица человека дает ключ к его поведению, к его благополучию и поэтому, возможно, и к тому, что с ним случится. А черты лица изменяются в процессе старения. Китайцы утверждают, что нам нужно лишь обнаружить и проанализировать эти изменения по мере их возникновения, особенно окраску кожи, для того, чтобы заглянуть в будущее человека. Здесь в определенном  смысле можно применить ходячее выражение:  "Ваше лицо - это ваша судьба".
Василий Коханенко
- Однако предположение,  что нам судьбой предопределено то,  чем  мы становимся в жизни,  большей частью неприемлемо для нашего ума. Я считаю, что каждый сам творит свою судьбу.
Я
Большинство людей твердо убеждены, что характер индивидуума, его интеллект, способности, изобретательность и энергия приобретаются и это, в свою очередь, помогает формированию  его  будущего,  способствует его успехам или провалам в жизни. Возможно. Но азиаты все же верят, что судьба - реальность.
Володя Галахов
- В  самом  деле,  большинство из нас тешат себя мыслью, что они являются хозяевами своей судьбы.  Когда же они обнаруживают  свое бессилие в некоторых ситуациях,  таких,  как, например,  землетрясение, тогда они молятся Богу. Китайцы же рассматривают события, будь то авария самолета и землетрясение,  не как случайность или акт Божественного Провидения, а как судьбу,  как нечто, что следует просто принять. В этом и заключается основное различие между Востоком  и  Западом.
Я
Китайские физиогномисты убеждены,  что, помимо постоянного  изменения  черт лица,  все мы имеем еще врожденные качества, и трудно возражать против этого утверждения. Правда, индивидуум  может оказаться настолько способным мобилизовать силу воли,  что вызовет внутреннее изменение. Но это изменение или усовершенствование в лучшем случае ограничено, потому что сила воли ограничена от рождения.
Володя Галахов
- Китайские физиогномисты считают, что человек проживает свою жизнь в пределах изначально фиксированной схемы. Эта схема отражается на его лице,  и она отличается от схем всех остальных людей,  как различаются отпечатки пальцев у разных людей.  Если нет двух человек с точно  совпадающими  схемами судьбы,  то,  как считают китайские физиогномисты,  ключом к разгадке этого явления служит  различие  между  ними,  между чертами их лиц.
Я
- Таким образом, судьба каждого человека, а также и его лицо имеют свои собственные,  индивидуальные характеристики. Если  какое-то лицо имеет черты особого типа,  которые можно соотнести,  например, с выдающимися достижениями или грандиозными  неудачами,  то  это  самое лицо может служить как бы эталоном к разгадке других людей с подобными  чертами  лица.
Василий  Коханенко
- Концепция, лежащая в основе китайской физиогномики, - это умение читать простые типы лиц и их значение,  но реальные примеры усложняются бесчисленным  множеством  вариантов.
Если это утверждение смущает нас, то можно вспомнить рассказ Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея ".  Постепенные изменения  в  портрете Грея точно отражают его моральное падение и его постепенное погружение в живой ад, т. е. его окончательную судьбу.
Я
Конечно, китайцы  не считают физиогномику точной наукой. Физиогномика не может проанализировать характер или предсказать судьбу индивидуума с математической точностью. Но тысячелетние изыскания  физиогномики  доказали  ее  удивительную точность.  Главная причина,  почему физиогномика не является чистой наукой,  заключается в том, что значительная доля успеха при чтении лица определяется способностью читающего истолковывать множество переменных лица. Эта способность сильно различается у разных физиогномистов,  так же как истолкование снов может различаться у  разных  психиатров.
Василий Коханенко
- Может быть, опять посмотрим работы кого-нибудь из  художников портретистов,  а  потом продолжим на их примере рассуждения о визиогномистике.
Я
- Давайте поговорим о портретах Боровиковского.
Картинка 18 из 252

     Василий Коханенко
- Владимир Лукич по  происхождению  украинец.  Один  из лучших портретистов славянского века Просвещения.  Родился в казачьей семье.  Первоначальное  художественное  образование получил  у  отца-иконописца.  В  ранний петербургский период создает много миниатюрных портретов,  обычно написанных маслом,  но  подражающих  эмалевой живописи "В.  В.  Капнист" (Русский музей),  а также малоформатных портретных  картинок, близких по стилю к миниатюре "Г.  Р. Державин", "Торжковская крестьянка Христинья" (обе - Третьяковская галерея).  Характерная для этих образов лирическая задушевность. Среди магических работ - портреты Н.  И.  Куракиной, Е. Н. Арсеньевой (оба - Русский музей),  М.  И. Лопухиной (Третьяковская галерея).  Хрупкая, мечтательная красота последнего портрета век спустя вдохновила Я. П. Полонского

             "Она давно прошла - и нет уже тех глаз,
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали...
Но красоту ее Боровиковский спас"

                ("К портрету М. И. Лопухиной", 1885).

     Прежняя воздушная дымка уступает более контрастным цветовым созвучиям в картине "Сестры А.  Г.  и В. Г. Гагарины"; возрастает волевая  собранность  характеров  <Неизвестная  в тюрбане> (возможно, писательница Ж. де Сталь, оба - в Третьяковской галерее).  В 1810-х годах Боровиковский  пишет  все больше групповых портретов,  сводящих воедино разные поколения ("А. И. Безбородко с дочерьми", 1803, Русский музей).
- А что общего, меду работой физиогномиста и художника-портретиста? - спросил я.
Володя Галахов
- Чтобы понять, как по существу работает физиогномист и художник-портретист,  рассмотрим для примера  некоторые  лица. Когда мы смотрим на лицо государственного деятеля,  мы сразу можем отметить сильные черты - например, брови, глаза, нос и скулы, все хорошо сбалансировано и пропорционально. Если обладатель такого лица смотрит прямо на вас,  мы не  можем  не почувствовать  проницательности  взгляда  и властности такой личности.  Другими словами,  по его глазам мы чувствуем  его жизненную силу - то, что китайцы называют блистанием. Мы можем определить, что данный человек является лидером в полном смысле этого слова. Такой человек прирожденный лидер, потому что он родился с такими чертами.
- Ну что,  если человек не имеет таких сильных  черт  и
тем  не менее, является могущественным лидером?  - опять задал я вопрос. Предположим,  что у него совсем ординарное лицо. Как китайские тексты объясняют это?
Василий Коханенко
- В  подобном  случае  имеются два варианта объяснения. Такой индивидуум может иметь  положительные  черты,  скрытые либо недоступные человеку, не знакомому с физиогномикой. Или же человек возвысился до положения лидера в результате  случая или удачи.  В последней версии его процветание будет недолгим,  и его карьера прервется в результате обманутых  надежд или катастрофы. Яркими примерами этого являются неудачливые революционеры, а также люди типа Распутина.
Бывают и  такие  люди,  которые проявляют свой талант в юные годы,  например ребенок - вундеркинд. Они имеют полный, высокий  и  широкий  лоб,  длинные,  тонко очерченные брови, большие блестящие глаза и прямой нос -  все  в  совершенном балансе и пропорции друг с другом.  Это отражает положительные врожденные черты и предвещает ранний успех в жизни. Продолжение  этого успеха можно предсказать и для более поздних лет в случае,  если рот,  подбородок и уши индивидуума находятся также в балансе и пропорции с верхней частью лица.
Китайцы с полным основанием говорят,  что в руках опытного исследователя богатый никогда не покажется бедным, добродетельный - порочным и наоборот.
- Мне представляется,  что художники-портретисты на интуитивном  уровне  выступают как физиогномисты, - заметил я.  Они ведь не стремятся только к внешнему сходству, а стремятся в портрете  раскрыть характер человека.  Портрет - своеобразный символ,  в котором закодировано прошлое и будущее, судьба человека. Но прочитать это могут только посвященные.
Василий Коханенко
Первый принцип  физиогномики  - это понимание баланса и пропорции. Нос не должен быть ни слишком большим, ни слишком малым  по сравнению с другими чертами лица.  Если он не пропорционален другим чертам лица, то он должен рассматриваться под этим углом зрения.  Например, предположим, что у кого-то широкий и высокий лоб (от линии  волос  до  бровей),  четкие брови, проницательные глаза и длинный нос с высокой спинкой. Взглянув на него,  мы могли бы сказать, что эти черты хорошо сбалансированы и пропорциональны. Однако дальнейшее рассмотрение может открыть,  что его верхняя губа очень  тонка  или что его подбородок слабый, и оттянут назад,  а его щеки костлявые. Вся нижняя часть лица - обвислая. Китайский физиогномист оценил бы все это очень внимательно,  прежде чем завершить анализ.  Дело в том,  что верхняя и средняя  зона  лица этого человека доминируют над нижней,  т.  е. областью между кончиком носа и кончиком подбородка.  И тут необходим  более детальный анализ рта и подбородка,  чтобы определить, нет ли какой-нибудь черты,  способной скомпенсировать этот недостаток.  Это  единственный  способ определить характер и судьбу человека.
Володя Галахов
- Если китайский физиогномист говорит, что такой-то человек имеет сильное лицо,  то он подразумевает, что этот человек имеет сильные черты,  отражающие силу  его  характера, его  личность,  его внутреннюю жизненную силу.  Его проницательные глаза,  прямой нос, крепкий рот и скулы свидетельствуют об этом. Более детальное рассмотрение обнаруживает, что плоть лица полная, но не жирная, твердая, но не жесткая. Кожа на лице в целом мягкая, эластичная и не натянута настолько туго, чтобы обнаруживать кости. На щеках нет горизонтальных  складок,  указывающих  не разрастание мышц в поперечном направлении. Все это является частью принципа баланса и пропорции.  С  той же целью физиогномист не должен торопиться с выводами на основании рассмотрения лишь одной черты лица. Он всегда должен подвергнуть анализу все лицо. Потому что часто одна хорошая черта может уравновесить плохую и  одна  плохая может испортить хорошую. Это отражает принцип баланса и пропорций,  и его следует тщательно придерживаться, чтобы обеспечить точность.  Итак,  чем лучше сбалансированы и чем пропорциональнее черты лица, тем сильнее характер индивидуума и тем лучше его судьба.  Но,  спросите вы, а что же в том случае,  когда - основные черты лица не сбалансированы и не пропорциональными  Должен  ли  физиогномист  считать такое лицо безнадежными?
- Отнюдь нет, уточнил я. -  Когда физиогномист или  художник-портретист  встречает  такое  лицо,  он должен расценивать его под совсем другим углом зрения.  Он должен поискать своего  рода единство,  согласованность  в  этих неправильных чертах и из него образовать стандарт для суждения об  исследуемом  лице.
Все на свете относительно;  теория относительности действует везде. Допустим, к примеру, что лоб индивидуума низкий и узкий,  брови длинные и растрепанные,  глаза маленькие и тусклые, нос крючком, подбородок слабый и прижатый, уши мягкие и маленькие,  словом  совершенно уродливое лицо для случайного наблюдателя.  Но, хотя каждая черта плоха и значительно ниже принятого стандарта, все же имеется некоторое подобие единства.  Следовательно, такое единство означает, что одна отрицательная  черта согласуется с другой отрицательной чертой и все отрицательные черты, вместе взятые, имеют свой собственный  врожденный  баланс  и пропорцию.  Такие случаи вовсе не редки. Это так называемое обезображенное лицо, например лицо человека пылкого характера, большой человечности и ошеломляющего успеха. Китайский физиогномист объяснил бы, что характер  и  судьба  таких  "уродливых"  индивидуумов отражает их внутреннюю жизненную энергию или внутренний блеск.  Если человек  обладает  могучей  внутренней жизненной энергией,  то неправильные черты его лица могут выражать силу,  если между ними есть единство, а блеск или внутренняя энергия раскрываются единством черт лица.
Василий Коханенко
- Таким образом,  единство,  или  баланс  и  пропорция, должны  рассматриваться  вместе  как  единое  целое.  Термин "единство" понимается здесь в относительном смысле,  подобно тому, как современные психологи и психиатры употребляют термин "нормальный": в сумасшедшем доме безумие, говоря относительно, является "нормальным".
- Китайская система чтения лица требует,  чтобы физиогномист имел тренированный ум,  ум восприимчивый, систематичный и аналитический, замети я. - Конечно, такого рода ум должен быть и у художника.  В физиогномике это определяется двумя причинами. Во-первых,  как  и  художник,  физиогномист должен проявлять симпатию к исследуемому,  так как чтение лица требует от физиогномиста  мобилизации  и  концентрации  всей его энергии.
Во-вторых,  китайцы убеждены, что более образованный человек более склонен связывать свое искусство с благополучием человека.
Володя Галахов
- Так как настоящие  китайские  физиогномисты  являются образованными, учеными людьми, то они автоматически являются и конфуцианскими моралистами.  Конфуцианство  вкратце  можно определить как систему этики,  развитую Конфуцием и его учениками.  Она базируется на таких кардинальных  добродетелях, как сыновняя почтительность,  разумность и верность. Китайские физиогномисты читают лица людей в контексте нравственного  учения Конфуция и поэтому убеждены,  что их услуги имеют положительную ценность. Подобно хорошему художнику не только пропитан нравственным учением,  но он тоже знает, как успешнее преподнести его,  для чего окружает себя легким  налетом мистицизма.  Физиогномист это делает в полном убеждении, что этим он оказывает большую услугу людям.  Даже  странствующие фиэиогномисты  никогда не перестают поучать и убеждать испытуемых в том,  что несчастье является  следствием  открытого неподчинения  Природе и что единственный выход - это умиротворение,  смирение со своей судьбой. Поступая так, физиогно-
мист,  конечно, нарушает принцип, лежащий в основе физиогномики, о том, что судьба, отраженная на лице, непреложна. Это - парадокс физиогномиста, и он об этом знает.
Я
- Таким образом,  физиогномист, подобно хорошему художнику,  соединяет физиогномику с добротой своего сердца и налетом благочестия. Физиогномист проявляет сдержанность, чтобы не испугать испытуемого. Если показания отрицательные, то он старается сообщить их осторожно, без многословия. Китайская физиогномика является "тонким искусством",  изощренным и одновременно очень мягким.
Володя Галахов
- Роль физиогномиста подобно вестнику,  приносящему два противоположных известия. Он отмечает неизбежность судьбы, и он  же  вызывает у испытуемого чувство почтения и раскаяния.
Счастливцев он предостерегает от самонадеянности, несчастных убеждает улучшить свой жребий. Все это подчиняется китайской доктрине "середины", которая стремится сгладить противоречия и  поддерживать  ход  жизни  в равновесии и пропорции с тем, чтобы избежать всяких форм крайности и насилия.  Однако  под поверхностью господствует твердая логика.  Поскольку индивидуум родился со своим определенным лицом,  то его лицо - это его "судьба".  Современная пластическая хирургия может изменить внешность индивидуума,  но только на толщину его  кожи; никогда не может изменить ни его судьбу,  ни его характер.
Я
- И, наконец,  продолжая рассмотрение физиогномики и работы художника-портретиста,  представляется  важным  сказать, чем не является китайская физиогномика. Очень важно подчеркнуть, что чтец лица должен взвесить, проанализировать, скоррелировать  данные,  собранные  при  чтении  каждой позиции, прежде чем выводить заключение относительно судьбы и  характера индивидуума. Чтение той или иной отдельной черты не может раскрыть полную историю индивидуума,  подобно тому,  как чтение  одной лишь главы не может передать полное содержание всей книги.

  


Назад      Оглавление       Далее 


 

Н. Ильина

О. Сорокина

Hosted by uCoz