ЧАСТЬ I
ИКОНЫ
ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ
Из всех философских доказательств
бытия Божия наиболее убедительно
звучит именно то, о котором даже
не упоминается в учебниках;
примерно оно может быть
построено умозаключением :
"Есть троица Рублева, следовательно, есть Бог".
П.А. Флоренский. Иконостас. с. 67
Заутра с свечкой грошовою
Явлюсь пред образом святым.
А.С. Пушкин.
Он моментально включился в нашу беседу.
- Мне кажется, - сказал Володя задумчиво, - что иконопись - особая знаковая система, ставшая языком Церкви.
- Справедливо. Но я бы добавил, что икона - это и особый вид живописи, она создается на основе молитвенно-мистического опыта всей Православной Церкви. Икона отдаленно напоминает портретную
живописи, но это не портрет. В иконе символы и условные ассиметричные линии используются для открытия бездонной глубины
Царства небесного. - Вставил Василий.
- А я бы сказал, что икона - это обращенность святых с небес к человеческому сердцу и возможность обращения души к высшему "горнему" миру. Это своеобразная мистическая встреча человека с небом.
- Да, но встреча эта происходит только посредством молитвы.
- Вот именно. Икона должна звать человека к молитве. При этом душа ощущает какое-то динамическое поле энергий и сил, излучаемых через икону из Царства вечного света. Икона - это тайна, которая познается в молитве и духовных созерцаниях. - Добавил Володя. - С позиций христианской эстетики икона является указанием на самую высшую небесную красоту, которая не может быть адекватно передана через линии и краски, но присутствует и звучит в символах, как гимн в нотных знаках.
- Но являются ли изображения на иконах действительным отображением лика святых? - спросил я.
- Дионисий Ареопагит говорил, что в священных изображениях должно присутствовать сходство и несходство. Сходство для того, чтобы оно было узнано; несходство для того, чтобы подчеркнуть, что это подобие, как бы иносказание, но не зеркальное отображение святого.
- А как вы считаете, иконы создаются художниками? В чем различие художника и иконописца?
- Ошибаются те, кто считает, что иконы создаются художниками. Иконописец как бы выражает глас Божий. Вот почему верующие, глядя на икону, не столько видят икону, сколько слышат через нее глас Божий.
- Знаете, а священник Павел Александрович Флоренский (православный богослов, мыслитель, математик, физик, искусствовед, принадлежавший к плеяде русских философов "серебряного века") писал; "И мы, как Самаряне, говорим иконописцам: уж не потому веруем, что вы свидетельствуете написанными вами иконами святость святых, а сами слышим исходящее от них чрез произведение вашей кисти самосвидетельство святых, и - не словами, а ликами своими. Мы сами слышим сладчайший глас Слова Божия, Верного Свидетеля, глас, проникающий своим сверхчувственным звуком все существо святых и приводящий его в совершенную гармонию. Но не вы создали эти образы, не вы явили эти живые идей нашим обрадованным очам, - сами они явились нашему созерцанию; вы же лишь устранили застившие нам их свет препятствия. "
- Хорошо сказано. Но мне интересно, почему иконы долгое время
отвергались? Да и сейчас многие сектанты не признают икон, -
спроил я.
- Иконы, иконопись на протяжении существования христианства отвергались отдельными ревнителями чистоты веры под предлогом идолопоклонничества. Один из видных христианских деятелей II века
н.э. - Тертуллиан предлагал вообще изгнать живопись из христианской Среды, называя ее тайным идолослужением. "Живопись есть поклонение видимому, а значит чувственному" - говорил он. Деятели церкви IV столетия Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и Григорий Нисский резко осуждали "обратившуюся в язычество" христианскую живопись.
- Было такое. - подтвердил Володя Галахов. - Особую остроту эти проблемы приобрели в Византии в эпоху иконоборчества. Это было, если не изменяет память, в 726-842 годах. Основной аргумент иконоборцев против икон состоял в том, что нельзя изобразить божество, которое, по христианскому учению, невидимо, непостижимо, не имеет определенного облика и образа: " Бога никто же никогда не видал". Это было сказано в 1-ом послании Иоанна.
Иконоборцы повторяли тезис Тертуллиана, что поклонение живописным изображениям есть тайное идолослужение.
- А знаете, что в царствование императора Льва Исаврянина и его преемников были изданы специальные указы, запрещавшие иконописание и иконопочитание. Иконы сжигали и выбрасывали, мазаические изображения и фрески затирали известью. На стенах храмов не разрешалось изображать ничего, кроме птиц и плодовых деревьев, сцен из охотничьей жизни.
- А может быть иконоборцы были правы? - спросил я. - Ведь действительно в Библии часто подчеркивается, что нельзя сотворять идола себе.
- Ошибка иконоборцев по мнению православных христиан была в том, что они не понимали различия между иконой и картиной. Они смотрели на икону как на портретное изображение духовного мира. Но
икона не портрет, а присутствие святого в его условно-символическом и в то же время реальном изображении. Картина, прежде всего, действует на эмоции. Икона - на ум и интуицию. Картина отражает настроение, икона - состояние личности. Картину можно рассматривать
аналитически. Можно рассуждать об отдельных фрагментах картины, указывать, что нравится и что не нравится в ней. А икону нельзя расчленить на отдельные элементы, она выступает как единое целое и воспринимается одним религиозным чувством.
- А когда было восстановлено иконопоклонение? - поинтересовался я.
- Иконопочитание было восстановлено в 842 году на VII Вселенском соборе. Отвечая на "ересь" иконоборцев, отцы Вселенского собора дали строгое богословское обоснование того, что есть икона. В ответ на доводы иконоборцев иконопочитатели утверждали, что на иконах изображается не божество, которое непостижимо и невидимо, но его "человеческий образ" в память о том, что ради искупления человеческих грехов сын Божий Иисус Христос "во всем содеялся подобным людям, исключая посеянного в нас греха". Раз сын божий "содеялся совершенным человеком", то и изображать его можно как человека; икона же служит ручательством "непризрачности", "нефантастичности" его человеческого воплощения. Вместе с тем, Иоанн Домаскин отмечал "Хотя божественные формы и изображаются
телесно, однако так, что телесный образ показывает некоторое зрелище бестелесное и постигаемое только умом". Если в раннехристианской живописи символическим был сюжет изображения, но само оно сохраняло "чувственный" характер, то теперь "символической" должна была стать также манера письма.
- Простите, а что мы знаем о наружном виде и Лице Иисуса Христа? - снова спросил я.
- Священное Писание упоминает только о Его одежде. Хитон его, одежда был не шитый, а весь тканый сверху до низу. По преданию хитон этот - рукоделие Божьей Матери.
- Значит в древней Церкви не было определенного образа Иисуса?
- В древней Церкви преимущественно употреблялись символические изображения Христа и Его Церкви и общества верующих. К этим символам относятся: чаша, дверь, крест, якорь, агнец, виноградная лоза, корабль, голубь, рыбы, пастырь и овцы и др.
Вместе с тем, в древней Церкви все же существовали изображения Спасителя: таков образ писанный евангелистом Лукою, о котором в IX
веке упоминает ученик Федора Студита, монах Михаил и др.
Из преданий об образе Спасителя первое и главное место занимает предание о Нерукотворном образе спасителя, который получил от самого Господа владелец Эдесский, Авгарь. Сказание об этом образе подробно изложено у Иоанна Дамаскина в слове об иконах и в его "Точном изложении веры".
По сказанию одного из очевидцев, видевшего этот образ в Генуе, куда он в XIY веке был перенесен из Константинополя, "образ этот имел величественный и чудный вид; на нем отражается Божественное
величие и слава, так что взирающий на него очаровывается и благоговеет перед ним. С середины довольно большого чела спускаются по обеим сторонам направо и налево темно-русые и почти черные, не слишком густые, но довольно длинные и несколько курчавые на оконечностях волосы; борода черная, но небольшая; брови также черные, но не совсем круглая; глаза живо блестящие и проницательные, как бы испускающие светлые лучи из себя, так что думаешь, что они смотрят на тебя со всех сторон каким-то приятным и
нежным взором. Нос прямой и правильный; усы едва покрывают верхнюю губу, так что прекрасно очерченные и приятные уста виднеются беспрепятственно. Колорит лица черноватый и смуглый, так что трудно узнать настоящий цвет его, особенно на челе, на носу,
между глазами и на щеках; но с другой стороны легко видишь, что образ имеет что-то сверхъестественное, чему человеческое искусство подражать не может, и многие известные художники признавались, что нет никакой возможности нашими красками передать цвет святого образа сколько-нибудь сходно с оригиналом" .
- Откуда ты это взял ?
- Это известно из Трудов Киевской духовной Академии за 1866 год.
- Смотрите, очень схоже описан Иисус Христос и в послании Публия
Лентула, который был назван проконсулом Иудейским при царе Ироде. Этот текст стал известен в XIV или XY столетии.
Василий Коханенко встал и достал из книжного шкафа какую-то старую книгу и начал читать:
"В настоящее время явился у нас и теперь еще жив человек весьма добродетельный, по имени Иисус Христос. Народ называет Его великим Пророком, а ученики Его - Сыном Божиим. Он воскрешает мертвый и исцеляет всякие болезни и недуги. Он высок и строен; вид его важен и выразителен, так что, глядя на Него, нельзя не любить и вместе не бояться Его. Волосы на голове отлива виноградного, до ушей без блеска и гладки, от ушей до плеч идут светлыми волнами и спускаются ниже плеч; на голове разделяются на две стороны, по обычаю назареев. Лицо гладкое и чистое, на всем лице нет никаких пятен. Щеки покрыты негустым румянцем. Вид благообразный и приятный, нос и уста правильные. Борода довольно густая и одинакового цвета с волосами; разделяется надвое с подбородка. Глаза голубые и очень блестящие. В выговорах и укоризнах - страшен; в наставлениях и увещаниях - ласков и любезен. Взгляд удивительно приятен и вместе важен. Никогда никто не видел его смеющимся, но видели плачущим. Рост высокий, руки длинные и прямые, плечи совершенные. Речь Его ровна и важна; но Он говорил мало. - Это прекраснейший из всех человеков".
- Выходит, что образ Христа нам все же известен?
- Да, даже из немногих описания образа Христа мы можем судить о изображении его ликах. Только надо понимать, что это лик земного Христа, Спасителя, когда он предстал пред нами в образе человека.
- Но, все же, являются ли иконы чудотворными ? - не унимался я.
- Церковное учение удостоверяет, что все иконы чудотворны.
Именно с икон чаще всего сходили святые, когда являлись молящимся. Икона всегда сознается как некоторый факт Божественной действительности. Икона может быть написана мастером-иконописцем, а может быт создана ремесленником. Но при ее создании непременно должно лежать подлинное восприятие потустороннего, подлинный духовный опыт иконописца. Глубокая христианская вера создателя иконы важнее мастерства ее художественного воплощения.
Чудодействие иконы во многом зависит от чистоты, святости иконописца.
- А знаете ли вы, что Флоренский иконы разделяет на четыре разряда:
1) библейские, опирающиеся на реальность, данную Словом Божиим;
2) портретные, опирающиеся на собственный опыт и память иконописца - современника изображаемым им лицам и событиям, которые ему привелось видеть не только как внешне-фактические, но и как духовные, просветленные;
3) писанные по преданию, опирающиеся на устно или письменно сообщаемый чужой духовный опыт;
4) иконы явленные, писанные по собственному духовному опыту иконописца, по видению или таинственному сновидению.
- Это интересное деление. А какие из икон являются наиболее почитаемыми ? - поинтересовался я.
- Из всех икон особо почитаемой является икона Божьей Матери.
Помните у Лермонтова:
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред Твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного, -
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой Заступнице мира холодного...
Ключевые слова: Иконы, древнейшие иконы, христианство, чудотворные иконы,священные изображения, иконописец, художник, Христос, церковь, Божья матерь, Сын Божий, Картинная галерея, Выставка-продажа, картины, живопись, акварель, масло, магия, чудотворные иконы, магическая живопись, Н. Ходаковский, Акварель Натальи Ильиной, Эдуард Галактионов, Маргарита Галактионова,Ольга Тучнина, Ольга Сорокина, Яна Патокина, Юрий Шатохин, Василий Коханенко