ЧАСТЬ I
ИКОНЫ
ДРЕВНЕЙШИЕ ИКОНЫ
Мы сидели с Василием Коханенко, пили кофе и беседовали об иконах и иконописцах.
- Ты веришь в чудодействие икон? - спросил я.
- Конечно. Есть много свидетельств этому.
- Интересно, а когда появились первые иконы?
- Во время гонений христианства, но сохранились они только как наскальные изображения в катакомбах.
- А в чем их отличие от современных икон?
- Это скорее иконы-символы. Они носили отвлеченный, иносказательный характер. Это, если можно так выразиться, аллегории, где под одним лицом подразумевается другое.
- Как это понять?
- Ну, например, Христос изображался на них в виде юноши, играющего на флейте, около которого собрались звери, внимающие звукам мелодии. Апостолы изображались рыбаками, извлекающими рыб из морских глубин, или же пастухами, ведущими стада.
Епископы Церкви изображались в плащах философов, ангелы в виде юношей, одетых в туники.
- Ты хочешь сказать, что катакомбная иконография была тайнописью и своеобразным шифром.
- Да, вынужденной тайнописью. Христианство было запрещено и христиан преследовали. Если на стене пещеры христианин видел рисунок корабля, плывущего по морю, то он понимал, что это не странствия Одиссея, а Христианская Церковь и за испытаниями их ожидает вечный покой и венец победы.
- Насколько я знаю, - переспросил я, - Римская церковь, приняв догмат об иконопочитании, не сохранила древнюю традицию иконописи и открыла двери своих храмов для светских художников, принадлежавших к различным школам. Икона стала картиной на религиозную тематику.
- Да, это так. Иудеи были традиционно не расположены к изображениям. Вторая заповедь десятисловия - "не сотвори себе кумира, ни всякого подобия"- мешала христианам из иудеев, не проникшим в дух и смысл новой веры, перейти к православному иконопочитанию. И образ исторического Христа, запечатленный средствами живописи был для них чужд. Для многих иудеев, как и язычников, почитание даже святейшего Лика Христа казалось идолопоклонством. Кроме того, древняя христианская Церковь опасалась оскорбления, поругания со стороны язычников. Вера в Распятого высмеивалась и преследовалась. Над всем, что было святым для христиан глумились и издевались. Вот почему первоначальные образы, самые древние символические. Спаситель представлен в виде рыбы, в виде креста, в виде агнца, в виде доброго пастыря, несущего на плечах заблудшую овцу, в виде Орфея, игрой на лире укращающего зверей...
- Ты хочешь сказать, что первые христиане стремились скрыть, держать в тайне предметы культа и веры - отсюда и символика, понятная лишь посвященным.
- Да, конечно.
В это время в дверь позвонили. Василий пошел открывать дверь. На пороге стоял наш друг Володя Галахов. Стройный и голубоглазый он пользовался большим успехов у женщин. Но у него были и другие достоинства. Он был настоящий друг и великолепный самобытный художник.