ЧАСТЬ III
МАГИЯ ЖИВОПИСИ
ПОРТРЕТ
Я
- А какое значение в портрете и в физиогностике имеет,
например, нос ?
Василий Коханенко
- Возьмем опять же работы какого-нибудь портретиста.
Например чрезвычайно важную часть наследия И.Е. Репина сос-
тавляют его портреты. Он создает замечательные, острохарак-
терные типажные композиции <Мужичок из робких> ( Нижегородс-
кий художественный музей), <Мужик с дурным глазом> и <Прото-
диакон>, (оба - Третьяковская галерея), образы выдающихся
деятелей культуры (<Н. И. Пирогов>, <М. П. Мусоргский> <П.
А. Стрепетова>(; все - там же), портреты Л. Н. Толстого, на-
писанные во время пребывания художника в Ясной поляне ),
грациозные светские однофигурные <Баронесса В. И. Икскуль
фон Гильдебрандт> ( там же) и эффектные многофигурные порт-
реты <Славянские композиторы>( Московская консерватория),
<Торжественное заседание Государственного Совета>, совместно
с Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым (Русский музей). Жи-
вая, трепетная убедительность образа, порой доходящая до на-
турализма (как в портрете Мусоргского, где великий компози-
тор представлен тяжело больным), достигает особой задушев-
ности в камерных портретах мастера <Графиня Луиза Мерси дАр-
жанто> (Третьяковская галерея) и портретах родных <Осенний
букет> (дочь художника Вера),ряд портретов жены Репина Н. И.
НордманСеверовой. Реализм передвижнического толка, а затем
импрессионизм (и модерн, - эта последовательная смена сти-
листических ориентиров в живописных портретах еще более чет-
ко прослеживается в графике мастера, - больших графических
портретов рубежа веков Э. Дузе, нягини М. К. Тенишевой, В.
А. Серова, И. С. Остроухова, 1913.
Я
- Интерес представляют и портреты Нестерова Михаила Ва-
сильевича. Он писал глубокие, острохарактерные портреты дея-
телей отечественной культуры <И. П. Павлов>, <В. И. Мухина>.
Василий Коханенко
- И так, какое значение в портрете и в физиогностике
имеет нос. Что касается физиогностики, то из всех Пяти важ-
нейших черт нос имеет больше всего отклонений от идеальной
формы. Интересно заметить, что китайские физиогномисты счи-
тают, что имеется связь между носом и развитием нижней поло-
вины мозга. Это развитие происходит медленно. Поэтому-то ре-
бенок, мозг которого еще развивается, имеет толстенький и
короткий нос. Они также считают, что имеется взаимосвязь
между носом и позвоночным столбом. Поскольку нос полностью
развивается только к двадцати годам, то физиогномисты делают
вывод, что к концу второго десятилетия человек перестает
расти и что нижняя половина мозга при атом достигает зрелос-
ти.
Другая школа китайской мысли полагает, что раз нос явля-
ется органом, предназначенным для дыхания, то он тесно свя-
зан с легкими. Поэтому дышаать через нос бывает легко только
в том случае, когда легкие здоровы. Если человек постоянно
дышит через рот, то физиогномисты утверждадают, что это яв-
ляется указанием на серьезную болезнь в будущем. По сущест-
ву, конечно, физиогмист делает диагностическое заключение.
Если человек лежит в постели и тяжело дышит через рот, то
совершенно очевидно, что он тяжело болен.
Длинный нос обычно указывает на консервативного челове-
ка, а также презрительно-высокомерного и способного к интел-
лектуальным , художественным и/или техническим достижениям.
Такой индивид не пригоден для деловых предприятий или в ком-
мерческом мире. Сверхдлинный нос включает характеристики
длинного носа, но сверх того указывает, что человек вероят-
но, имеет духовную натуру. Индивидуумы с очень длинными но-
сами часто бывают нереалистичны, капризны и спекулятивны.
Однако если нос длинный и широкий и если он даже мало
соответствует другим чертам - особенно бровям, глазам и ску-
лам, то это - признак человека с устойчивым характером, со
спокойным темпераментом и которому суждено прожить хорошую
жизнь. Довольно длинный нос, великолепно сбалансированный с
глазами, ртом и подбородком, при наличии двух глубоких линий
по обеим сторонам рта, является идеальным. Сочетание этих
элементов указывает на человека большого авторитета, хороше-
го темперамента и честного. Такие люди сексуально активны,
горды и деятельны.
Короткий нос обычно указывает на человека с открытым
характером, оптимистичного и дружелюбного. Такие люди спо-
собны придерживаться очень свободной сексуальной морали. Они
не любят мелочей и выполняют свою работу, движимые эмоцио-
нальными импульсами. Это тот тип людей, которые лучше всего
работают при соответствующем подбадривании. Тощий и костля-
вый нос означает недостаток у человека способности к кон-
центрации.
Если нос расположен слишком высоко по отношению к лицу
в целом, то, вероятно, это человек гордый, надменный и труд-
ный в общении. Такой человек, находясь у власти, неизменно
имеет проблемы с подчиненными. Такой индивидуум одинок, и
даже в отношениях с женой не идет дальше простой терпимости.
Нос занимает эпицентр Трех зон и имеет особое значение
в чтении лица, поскольку он служит точкой опоры для оценки
баланса. С точки зрения физиогномики, он управляет годами от
41 до 50 лет, когда в основном решается вопрос успеха или
провала. В идеале, согласно древнекитайским рукописям, нос
должен иметь прямую спинку, хорошо закругленный кончик и
крылья красивой формы. Под хорошо закругленным кончиком фи-
зиогномисты подразумевают, что нос не должен быть чрезмерно
вздернут и, таким образом, отверстия ноздрей должны быть
скрыты. К тому же, и по высоте и по длине идеальный нос дол-
жен иметь как бы обтекаемую форму, от переносицы и до кончи-
ка. Он не должен иметь наклона ни в ту, ни в другую сторону
лица и должен гармонировать с контуром лица и другими черта-
ми.
Наконец, совершенный нос должен быть хорошо укоренен в
своей основе - маленьким участком между бровя ми и глазами.
Это означает, что у него должна быть прочная костная основа.
Идеальный нос, известный как львиный нос, является признаком
непревзойденной мужественности и сильной, страстной натуры.
Человек с таким носом имеет сильно выраженную сексуальную
мощь, и он может преуспеть во многих начинаниях с гораздо
большей легкостью, чем люди не столь хорошо одаренные. По
мнению китайских физиогномистов, человек с идеальным носом
вероятнее всего может занять ответственные и высокие положе-
ния, однако следует подчеркнуть, что характер или судьба не
могут быть определены окончательно, исходя лишь из одной
единственной черты, в данном случае носа, - поэтому ее всег-
да следует изучать в связи с другими чертами. Во всех случа-
ях костлявый нос с небольшой горбинкой или высоким перегибом
указывает на горого, упрямого индивидуума. Такой человек мо-
жет быть агрессивным и решительным.
Высокий и очень костлявый нос часто принадлежит челове-
ку, ведущему одинокую жизнь. Такой нос, если он слегка кост-
ляв, но выглядит достаточно полным и плоским имеет заострен-
ный кончик, также принадлежит человеку с очень предприимчи-
вым духом. Индивидуумы такого типа предприимчивы и импуль-
вны. Эта импульсивность часто отталкивает друзей и близких,
обрекая такого человека на одиночество. Крохотная площадка
между глазами называется корень носа. Эта площадка очень
важна при чтении черт лица, потоому что она связана с воз-
можными изменениями в жизни человека и с тем, будет ли ему
сопутствовать успех или неудача в годы расцвета его жизни.
Высокая площадка говорит об индивидууме обояльном, с тесными
семейными узами. Она также указывает на долгую жизнь. Если
эта площадка плоская, но полная, то значит, что этот человек
с горячим сердцем и задушевный и, если состоит в браке, то
счастлив. Если эта площадка имеет излом с впадиной и с гори-
зонтальными линиями, пересекающими спинку носа ,то это ука-
зывает на плохое здоровье и, возможно, на раннюю смерть. Ес-
ли же она низкая и сочетается со свирепыми, нависшими над
глазами бровями, а спинка носа отклонена в сторону, то это
указывает, что индивидуум будет иметь плохое здоровье в
средние годы и/или будет вовлечен в преступную деятельность.
Однако если в предыдущем случае общие очертания лица доста-
точно длинные и прямые, внутренняя энергия достаточно силь-
на, цвет кожи светлый и чистый, голос громкий и звонкий, то
трудности, которые возникнут перед ним, не будут столь серь-
езны. Слово предостережения: эффект излома или впадины может
быть по-настоящему проанализирован лишь путем сопоставления
с другими чертами лица, особенно бровями и глазами.
Спинка носа играет большую роль при определении артис-
тичности. Идеальная спинка носа должна быть высокой, прямой
и гладкой. Она предвещает долгую жизнь. Человек, обладающий
полной, хорошо закругленной спинкой носа, очень артистичен и
будет счастлив в браке. С другой стороны, полная и хорошо
закругленная спинка носа, простирающаясявниз к кончику носа,
без какого-либо дефекта, предвещает исключительный успех,
широкую известность и всеобщее признание.
Форма ноздрей. Черты характера
Квадратная Несгибаемый, упрямый, упорный.
Треугольная Посредственный, скаредный, скупой.
Круглая Изобретательный, самобытный.
Горизонтальный эллипс Невыдающийся, посредственный.
Наклонный аллипс Авантюристичный, идущий на риск.
Я
- А какое значение в портрете и в физиогностике имеет,
например, рот.
Василий Коханенко
- Возьмем опять же работы какого-нибудь портретиста.
Например, Валентин Александрович Серова. Родился в семье
композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожден-
ной Бергман).
Серов быстро выдвинулся в ряд лучших портретистов Рос-
сии, проницательно заостряя самые характерные черты модели и
добиваясь предельной живости световоздушной и цветовой сре-
ды. Таковы <А. Мазини>, <К. А. Коровин>, <Ф. Таманьо>, <Н.
С. Лесков> - люди искусства, чей творческий пыл как бы всту-
пает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом
серовской кисти. Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь
с правдой образа, достигает особой непринужденности в женс-
ких и детских портретах <Н. Я. Дервиз с ребенком>, <Мика Мо-
розов> (оба - Третьяковская галерея). На рубеже веков Серов
становится лучшим русским мастером светского и придворного
портрета. Изысканная элегантность цвета и пластики замеча-
тельно передают в этих образах <Великий князь Павел Алек-
сандрович> (Третьяковская галерея), <Граф Ф. Ф. Сумаро-
ков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов>, (Русский музей)
блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира. Он
пишет портрет Николая II (сохранился авторский вариант того
же года - Третьяковская галерея); самодержец, одетый в ту-
журку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти
по-домашнему, без пышных аксессуаров, который обычно счита-
ется лучшим изображением последнего русского императора.
Мастерство Серова-портретиста достигает апогея. В этих обра-
зах царит большой стиль модерна: культ сильной линии, брос-
кого, монументального жеста и позы <М. Н. Ермолова>, <Ф. И.
Шаляпин>, <Г. Л. Гиршман>, <В. О. Гиршман (все - Третьяковс-
кая галерея), <Ида Рубинштейн" ( Русский музей) , в портрет
И. А. Морозова, (Третьяковская галерея).
В светском портрете нарастают черты иронического сар-
казма <Княгиня О. К. Орлова> (там же).
Володя Галахов
- И так, какое значение в портрете и в физиогностике
имеет рот. При определении характера и судьбы человека ки-
тайские физиономисы считают рот одной из пяти важнейших
черт. Идеальный рот должен иметь такую форму, чтобы желобок
посередине верхней губы был сбалансирован с носом и лбом. У
мужчин рот должен быть сильным, а губы твердыми. У женщин
рот должен быть нежным, а губы мягкими. Общее правило: чем
шире рот, тем лучше характер человека. Но большой рот, кото-
рый не может плотно закрываться, выдает беспечный и нереши-
тельный характер. Такие люди часто оказываются жертвами. Лю-
ди, родившиеся в обеспеченных семьях и не получившие доста-
точно внутренней энергии для борьбы за существование, часто
имеют рот этого типа. Большой рот у женщины показывает, что
у нее больше способности к служебной карьере, чем к домашней
работе. Рот с уголками в виде лука означает, что человек не
способен занимать высокие посты. Лукообразный рот часто
встречается у людей с нормальным и малым весом. Люди, попа-
дающие в эту категорию, часто имеют треугольную форму лица.
У них наблюдается понижение чувствительности, но зато они
склонны к большей нежности и привязанности, чем индивидуумы
с большими ртами и тонкими губами. Большой рот с красными,
блестящими губами характерен для людей, способных проявлять
властность. Это люди с чувством ответственности, поддержива-
ющие тесные семейные узы. То же справедливо и для людей с
широкими ртами, у которых губы слегка загнуты кверху в углах
рта. Если рот с твердыми губами открывается в виде большого
квадрата, то это говорит о добродушном характере. Хорошо
центрированный рот, без смещения в ту или иную сторону, так-
же свидетельствует о беспечной натуре, не склонной к терза-
ниям. Широкий рот на полной, но твердой основе встречается у
людей с крупной костной структурой. Они часто бывают погло-
щены собой, честолюбивы, авантюристичны и агрессивны. Но они
также бывают равнодушны к своим успехам и поражениям.
Я
- Мне кажется, что все сказанное выше относится и к
другим художникам-портретистам.
Василий Коханенко.
Конечто это так. Возьмите Николай Николаевич ГЕ - выда-
ющегося мастера портрета. Он создает замечательные, полные
внутренней одухотворенности портреты - в частности, портрет
Л. Н. Толстого за письменным столом, который считается одним
из лучших прижизненных изображений писателя. И все портрет-
ные данные физиогностике сходятся в этом портрете. Аналитич-
ны и нервно-напряженны портреты Врубеля (К. Д. и М. И. Арцы-
бушевых, а также С. И. Мамонтова
Выдающийся портретист, Петров-Водкин видел в своих мо-
делях живые вехи времени, героические воплощения человечес-
кого достоинства и творческой чести. Таковы его <Автопорт-
рет>, портреты А. А. Ахматовой, А. Белого. Даже, казалось
бы, сугубо официальный портрет В. И Ленина полностью соот-
ветствует данным физиогностики.
Но, пожалуй, еще ярче это проявляется в портретах Шило-
ва Александра Максовича. Эти тщательно моделированные порт-
ретытипы современников.
Я
- Интересно, а у западных портретистов, например у имп-
рессионистов, это тоже находит свое подтверждение.
Владимир Галахов
- Конечно в меньшей степени, но их портерты тоже подт-
верждают данные физиогномистов. Например, Мане) Эдуар ,
французский художник. В традициях старых мастеров исполнен
его <Портрет родителей> (частное собрание, Париж), выполнен-
ный как жанровая картина.
Мане одним из первых художников заметил отчужденность
людей друг от друга, изображенные им персонажи находятся ря-
дом, но словно не обращают внимания на окружение. Одновре-
менно художник разрабатывает <испанскую> тему. Так, он соз-
дает <Лолу из Валенсии> (Музей д'Орсе, Париж) - портрет ис-
панской артистки на фоне театральных кулис, <сокровище с ро-
зово-черным мерцанием> (Бодлер). К <испанскому> циклу отно-
сятся также <Гитарерро> (Метрополитен-музей) и <Викторина
Меран в костюме эспады> (там же).
Мане пишет <Олимпию> (Музей д'Орсе, Париж). В представ-
ленном здесь образе обнаженной женщины на ложе (как и в
<Завтраке на траве>, это Викторина Меран; в ногах женщины
помещена черная кошка - бодлеровский символ из <Цветов
зла>), напоминающем во многом традиции жанра у Джорджоне,
Тициана, Веласкеса, Гойи и Энгра, присутствуют и приметы но-
вого времени - черты марионетки и фетиша. Художник сближает-
ся с Э. Золя, пишет его портрет. В картине <Балкон> (Музей
д'Орсе, Париж) Мане, сочетая принципы бытового жанра с порт-
ретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга. В
парных композициях начала 1880-х гг. <Весна. Портрет Демар-
си> (Метрополитен-музей) и <Осень. Портрет Лоран> (Музей
изящных искусств, Нанси), ощущается некое предчувствие стиля
модерн: плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а
фигуры показаны в профиль.
В связи с намечающимся <возрождением> техники пастели
Мане пишет цветными мелками ряд произведений например,
<Портрет Ирмы Бруннер>, (Музей д'Орсе, Париж), отличающийся
тонкостью красочных отношений. Василий Коханенко Или возьми-
те Поля Сезанна. Учился в коллеже в Эксе вместе с Э. Золя, с
которым впоследствии долго был дружен. Через Золя знакомится
с художниками Э. Мане, а также К. Писсарро, К. Моне, О. Ре-
нуаром и др., будущими представителями импрессионизма.
Участвовал в выставках импрессионистов, однако не разделял
их установки на фиксацию мимолетных состояний природы. В
числе значительных работ раннего периода - <Портрет отца>
(частное собрание). Видимо, этот портрет должен был доказать
отцу, что художник окончательно утвердился в выборе своей
профессии. В <Девушке у пианино> ( Эрмитаж) изображены сест-
ра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об
отце. Увлекаясь все более акварельной живописью, он перено-
сит отдельные ее приемы и в технику масляной живописи, пишет
на белых, специально негрунтованных холстах, красочный слой
становится у него все более облегченным, как бы светящимся
изнутри.
В 1870-е гг. начинается серия автопортретов. От <Авто-
портрета в фуражке> (Эрмитаж) с его некоторой <диковатостью>
и <японизацией> изображения глаз он переходит к созданию
обобщенных образов <Автопортрет> (частное собрание, Винтер-
тур). Во всех портертах Сезанна мы находим подтверждение
идей физиогномистов.
Я
- Мне кажется, что физиогномисы на огромном опыте тыся-
чилетий, а художники-портретисты на основе интуиции пришли к
одному и тому же. Лицо, портрет не просто фотография, а мис-
тически угадываемый характер человека, отражение его судьбы
в прошлом и будущем.