ЧАСТЬ III
МАГИЯ ЖИВОПИСИ
ПОРТРЕТ
Василий Коханенко
- Из всех черт, образующих лицо человека, древнекитайские физиогномисты и художники-портретисты выделяют пять важнейших для чтения лица. Это - брови, глаза, нос, рот и уши.
В древних текстах они обозначаются как. Пять важнейших органов. Каждая из них раскрывает что-нибудь в характере. Каждая также управляет какой-нибудь стороной судьбы. Для физиогномиста главной проблемой является то, что эти черты имеют тенденцию перекрывать друг друга в том смысле, что между всеми чертами лица имеется взаимозависимость и для полного анализа необходим учет все этих черт и связей.
Володя Галахов
- После того, как все эти различные черты соответствующим образом поняты, оценены и проанализированы, физиогномист и художник-портретис переходит к другим чертам лица, таким, как лоб, виски, скулы, челюсти и морщины. И в заключение он переходит к чтению цвета кожи, что представляет наиболее тонкую и трудную для овладения часть системы. Древние физиогномисты утверждают, что если любая из пяти важнейших черт имеет по форме и качеству самое высокое достоинство, то этим обеспечивается, по крайней мере, десять лет счастливой жизни.
А если все пять черт имеют высшее достоинство, тогда испытуемый будет всю свою жизнь наслаждаться счастьем, процветанием и всеобщим уважением. Но вряд ли кто-либо из живых людей одарен таким "совершенным лицом". Древние авторы также утверждали, что если какая-либо из этих пяти черт плохо оформлена, то это указывает на излом или слабость в каких-то чертах индивидуума. Неправильная черта является отражением неправильного ума. Таким образом, работа физиогномиста и художника состоит в проникновении во внутреннюю жизнь индивидуума путем чтения того, что раскрывает его лицо.
Я
- Давайте опять же вернемся к работам художников-портретистов.
Василий Коханенко
- Рокотов Федор Степанович - российский художник, Один
из лучших мастеров русского портрета века Просвещения. Выхо-
дец из семьи крепостных; был, скорее всего, незаконным ре-
бенком, лишь приписанным к этой семье, поскольку числился
<вольнорожденным>. Учился в петербургской Академии худо-
жеств. Жил в Петербурге, Москве, где имел частную школу. Ус-
воил стилистику западноевропейского парадного портрета в ду-
хе рококо, вероятнее всего, по произведениям работавших в
России французских мастеров Л. Токке и П. Ротари.
В петербургский, <академический> период исполнил ряд
парадных портретов, в том числе великого князя Петра Федоро-
вича, впоследствии императора Петра III (Русский музей, пов-
торение - в Третьяковской галерее), И. Г. Орлова в латах
(Третьяковская галерея), коронационный портрет Екатерины II
(там же; вариант - во Дворце-музее Павловска). Сравнительно
пестрые по колориту, достаточно эффектные по рисунку и ком-
позиции, произведения эти все же не принадлежат к портретным
шедеврам эпохи. Более удачны интимные портреты Рокотова, ко-
торые принято целиком связывать с его московским периодом.
Среди ранних вещей этого периода особенно значителен портрет
В. И. Майкова (около 1765, Третьяковская галерея), излучаю-
щий бодрую, мажорную уверенность поэта в себе, в своих твор-
ческих силах; гораздо живее и легче становится мазок, гармо-
ничней колорит, в котором цветовые контрасты смягчаются за
счет теплых тонов грунта, проступающих через верхние слои
краски.
К лучшим работам Рокотова принадлежат также портреты:
А. И. Воронцова, Н. Е. Струйского и его жены А. П. Струйс-
кой, неизвестного в треуголке, неизвестной в розовом платье,
В. Е. Новосильцовой, И. И. Барятинского ( все - там же), Е.
В. Санти (Русский музей). Обычно погрудные или поясные, час-
то овального формата, эти образы лишены сильных, внешних эф-
фектов, вкрадчиво выявляя внутреннюю жизнь модели. Компози-
ционные приемы Рокотова стереотипны и достаточно однообраз-
ны, - что вообще характерно для портретного искусства 18 в.
Но разнообразие возрастных и личностных характеристик, а
также женско-мужских оппозиций в парных супружеских портре-
тах достигается за счет чуткого внимания к неповторимым осо-
бенностям натуры, которые передаются прежде всего игрой ко-
лорита и светотени, как бы окутывающей модель серебристой
дымкой.
В поздних портретах - Новосильцовой или Санти - формы и
краски предстают более объемными и четкими, дымка как бы
рассеивается, уступая место ясному и ровному свету. Работы
Рокотова часто воспринимаются как поэтические архетипы порт-
рета 18 в. в целом. Лирическое и несказанно загадочное обая-
ние Александры Струйской, запечатленной мастером, отразилось
в <Портрете> , одном из лучших стихотворений Н. А. Заболоц-
кого :
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач...
... Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Я
- Давайте в портретах обратим внимание на брови и пос-
мотрим, что об этом говорит физиогномистика.
Василий Коханенко
- Изящные брови говорят о гармонии в отношениях индиви-
дуума с обществом. Такой человек часто принадлежит к высшим
слоям общества. Он легко и охотно завязывает дружеские отно-
шения. Но изящные брови - идеал, и, подобно другим чертам
лица, в большинстве случаев брови образуются из множества
разных очертаний. Если у бровей, относительно тонкий внешний
конец , то это указывает на человека храброго и благородно-
го. Если брови относительно широкие и наружные края поднима-
ются дыбом, то это указывает на мужественный и великодушный
характер, на предприимчивую натуру. Такой человек "родился
для успеха". Однако если текстура брови - грубая, то это
вскрывает беспокойную и жесткую натуру . Ниспадающая бровь
означает робкую и трусливую натуру. Брови такого типа в слу-
чае, если текстура и окраска кожи индивидуума кажутся без-
жизненными, говорят об истощении внутренних сил, жизненной
энергии. Длинные, изящные брови обычно указывают на человека
с заметной способностью к долголетию, хорошей репутации и
процветанию. Это также указывает на спокойный характер и не-
любовь к радикальным переменам. Это указывает на человека,
находящегося в гармонии с окружением, получившего богатое
наследство или имеющего независимые доходы. Такой человек
может быть художником или ученым. Если это женщина, то длин-
ные, изящные брови указывают, что, вероятно, она будет нес-
частлива в замужестве. Однако у нее незаурядные способности,
и, в случае провала с замужеством, она способна вести реши-
тельную, независимую жизнь. Если брови длиннее глаз и имеют
элегантную текстуру, то это указывает на выдающийся интел-
лект. Однако длинные густые брови обычно свидетельствуют о
теплых семейных взаимоотношениях и зависимом характере, осо-
бенно в периоды затруднений и нужды. Исключительно длинные
брови у женщины, длиннее, чем это требуется для сбалансиро-
вания с глазами, указывают на супружескую несовместимость.
Короткие брови указывают на почти полную противоположность
длинным бровям. Если бровь слишком короткая и тонкая, чтобы
сбалансировать длину глаза, то это говорит, что человек ве-
дет одинокую борьбу в жизни. Если короткие брови имеют гру-
бую или неровную текстуру, то это говорит о человеке с пере-
менчивой карьерой. Короткая бровь является признаком влюбчи-
вой натуры и счастливой супружеской жизни. Но, если они че-
ресчур тонки, почти невидимы, то это означает хитрость и
чувственное распутство. Если брови короткие и густые, то это
означает, что у их обладателя сильно развито чувство семей-
ной лояльности, что это человек с независимым, агрессивным
духом. Такой человек принимает вызов, он подлинный первопро-
ходец, пионер. Я - Интересно, а что могут говорить о челове-
ке глаза ? Василий Коханенко Возьмем опять же работы како-
го-нибудь портретиста. Например , Карла Павловича Брюллова.
Выходец из обрусевшей немецкой семьи, сын резчика по дереву,
Брюллов учился в Академии художеству А. И. Иванова и А. Е.
Егорова. Он выступает как мастер светского портрета, превра-
щая натурный мотив в образец райски идиллической гармонии
<Всадница (Дж. и А. Паччини)>. Портрет является той об-
ластью, где магия Брюллова царствует полновластно и блиста-
тельно. Мистически-созерцательное настроение доминирует в
образах людей искусства, подчеркивая духовную значительность
моделей <Поэт Н. В. Кукольник>, <Скульптор И. П. Витали" (
оба - в Третьяковской галерее), <В. А. Жуковский> (Киевский
музей Т. Г. Шевченко), <И. А. Крылов>, <А. Н. Струговщиков>
(оба - в Третьяковской галерее). К данному циклу примыкает и
<Автопортрет> (Третьяковская галерея), написанный теплым то-
ном и легкой кистью, но проникнутый настроениями глубокого.
В последний период своей жизни мастер создает экспрессивные,
полные тонкой духовной грации портреты <Археолог М. Ланчи>,
(Третьяковская галерея), неоконченная картина <Дж. Титтони в
образе Жанны д`Арк> (частное собрание, Рим)., согретые поэ-
тичным юмором зарисовки народного быта.
Я
Не только у Брюлов, но и у всех настоящих портретистов
глаза играют определяющую роль. Интересно, а как физиогно-
мисты расценивают глаза ?
Василий Коханенко
- Китайские физиогномисты полагают, что глаза - окна
сердца и что они обнажают душу человека. Действительно, гла-
за, вероятно, теснее всего связаны с внутренней сущностью
человека, с его личностью, теснее, чем все другие черты ли-
ца, вместе взятые. Все древние тексты совпадают в том, что
глаза являются наиболее верным барометром чувств. Физиогно-
мисты в первую очередь исследуют глаза испытуемого. И все
же, среди всех Пяти главных черт глаза труднее всего подда-
ются прочтению из-за их наибольшей подвижности. По существу-
ющей традиции, наилучшие глаза можно узнать по ряду важных
признаков.
Во-первых, они должны быть элегантны по форме, хорошо
расположены и хорошо сбалансированы не только друг с другом,
но и по отношению к другим чертам лица. Ни глаз, ни глазная
впадина не должны иметь никаких дефектов.
Во-вторых, они обычно бывают узкими и длинными или
большими и круглыми и хорошо защищены соответствующими века-
ми - верхними и нижними.
В-третьих, радужные оболочки хорошо центрированы и ка-
саются как верхнего, так и нижнего века. Под нехорошо цент-
рированными китайские физиогномисты понимают правильное рас-
положение радужных оболочек относительно белка глазного яб-
лока.
В-четвертых, радужные оболочки должны быть ясными и
ровными. И, наконец, идеальные глаза обладают отблеском, т.
е. отражают внутреннюю жизненность и благополучие человека.
Они также полностью управляемы и стабильны.
Вот таковы руководящие ориентиры. Они устанавливают
стандарт для идеальных глаз. Но такие глаза встречаются ред-
ко. Из всех перечисленных свойств, последнее наиболее важно,
и его труднее всего объяснить. Блеск свидетельствует о "жиз-
ни" глаза. Глаза без блеска будут казаться стеклянными, нео-
душевленными, лишенными огня. Эти свойства отражают степень
самообладания индивидуума, а блеск глаз - его внутреннюю
энергию. Все люди способны сконцентрировать свой взгляд, но
это у каждого получается с разной степенью эффективности.
Блеск глаз, испускающих сконцентрированные и проникающие лу-
чи, характеризуют личность с могучим, сильным характером.
Будет ли такая личность созидательной или разрушительной,
зависит от соотношения между главными и другими чертами ли-
ца, включая лоб, брови, нос, скулы и т. д. Если блеск глаз
созидательный, то он называется управляемым, и, наоборот,
разрушительный блеск глаз будет неуправляемым. Как управляе-
мый, так и неуправляемый блеск глаз характеризует внутреннюю
энергию человека. Чтобы прочесть блеск глаз человека, нужно
уметь отделить управляемый блеск от неуправляемого. Индиви-
дуум с управляемым блеском может устремить на вас неподвиж-
ный, проникающий, властный взгляд. Он может заставить вас
почувствовать себя в его власти, создать почти гипнотический
эффект. С другой стороны, неуправляемый блеск часто бывает
таким же проникающим, но вдобавок еще беглым и рассежпшм. У
неуправляемого блеска не хватает концентрированной мощи. Та-
кой тип блеска глаз бывает у людей с непостоянным характе-
ром. Они по природе ненадежны и часто разрушают свою собс-
твенную карьеру и жизнь собственной семьи. В теории, такой
человек из-за своего темперамента способен быть безрассуд-
ным, фанатичжам или авантюристом и может направлять или не
направлять свою внутреннюю энергию губительным как для себя,
так и для других, образом.
Я
- А есть ли какие-то объяснения формы глаз?
Василий Коханенко
- Большие глаза характеризуют восприимчивого и чувстви-
тельного индивидуума, мужественного, властного и главенству-
ющего над пропорции. Люди с большими глазами часты на высо-
ких и ответственных постах власти. Люди театра часто имеют
большие глаза. В частности, женщины с большими глазами имеют
эстетические наклонности. Обычно они не бывают хорошими до-
машними хозяйками. Если у женщины большие глаэа бывают еще
влажными, это является указанием на то, что она влюблена.
Люди с большими глазами обычно привлекают противоположный
пол, хотя последствия могут оказаться и разочаровывающими.
Маленькие глаза бывают соразмерно меньше нормы. Индивидуумы
с маленькими глазами часто бывают не слишком ясно выражены.
Они стремятся к интроспекции и стараются не привлекать к се-
бе внимания. Маленькие глаза часто бывают у самодовольных и
упрямых людей, а также у ученых и людей искусства. Маленькие
глаза у женщин указывают чистоту и неприступность. Но есть
такие женщины отдают свое сердцето остаются верными и пре-
данным Женщины с маленькими глазами бывают склонны к проле-
ниям ревности. Индивидуумы с большими длинными оболочками
обычно бывают добрыми, спокойными, доброжелательными и кон-
сервативными хактеру. Хотя они не любят изменений, но легко
приспоабливаются к окружающей обстановке. Однако отсутствие
духа предриимчивости делает их малоподходящими в критической
ситуации, когда они способны принять плохое решение. Люди с
большими радужными оболочками, сильны блеском глаз, но у ко-
торых глаза плохо сбалансированы с другими чертами лица, мо-
гут оказаться жесткими и бессердечными. Люди с маленькими
радужными оболочками,особенно мужчины, имеют тенденцию быть
неудовлетворенными своим положением в жизни. Они часто ворч-
ливы и недовольны, неспособны ужиться или принять существую-
щий порядок. Они часто делаются отщепенцами или одиночками.
Такие люди часто бывают жестокими и без колебани могут при-
менить силу для достижения своих целей, особенно, если у них
наблюдается то, чтс китайские физиогномисты называют глазами
с белком с трех сторон. Индивидуумы с маленькими радужными
оболочками в маленьких глазах - это обычно ограниченные, не-
постоянные и ненадежные люди.
ГЛАЗА ДРАКОНА. Это - довольно большие, властные глаза с
единственным веком красивой формы, которое обычно полузакры-
то. Радужные оболочки четко очерчены, с живым блеском. Такой
человек бывает властным и авторитетным. Глаза дракона обычно
встречаются у правителей и выдают щихся исторических личнос-
тей.
ГЛАЗА ФЕНИКСА. Длинные глаза с двойными веками и не-
большими "рыбьими хвостиками", идущими вверх и вниз. Радуж-
ные оболочки обычно расположены на темной стороне, обладают
сильным блеском. Этот изящный тип глаз встречается у людей,
обладающих талантом возглавлять крупже корпорации и учрежде-
ния. Знаменитые ученые и художники часто имеют такую же фор-
му.
ГЛАЗА ЛЬВА . Большие глаза со складками на веках, и как
на нижних, так и на верхних. Люди с такими веками наделены
острым чувством справедливости и не предназначены командо-
вать армиями или возглавлять громадные деловые империи.
ГЛАЗА СЛОНА. Узкие, длинные глаза с двойными или трони-
ыми веками, которые редко от крываются широко. Такие веки
ветречаются у крупных, тучных людей. Эти люди спокойны и
дружелюбны, медленно думающие и методичные. Женщины с такими
глазами, особенно если у них узенькие, налитые кровью радуж-
ные оболочки, отличаются необыкновенной страстностью.
ГЛАЗА ТИГРА. Глаза довольно круглые с желтоватым оттен-
ком и могучим блеском, свидетельствуют об импульсивном и
жестком характере. Личности с глазами тигра обычно завоевы-
вают почести и достигают высоких положений в правительстве.
ГЛАЗА ОВЦЫ. Длинные, узкие глаза с тремя слоями кожи на
верхних веках. Часто радужные оболочки слипжом малы, чтобы
сбалансировать белок глаза и поэтому черновато-желтого цве-
та. У глаз такого типа бывает острый блеск, но этот блеск
рассежжый и. неуверенный. Такие глаза встречаются у людей,
подверженных саморазрушению или насильственной смерти.
ГЛАЗА ЛОШАДИ. Треугольные глаза с провисающими веками.
Они создают грустный вид, особенно на худом лице с глубокими
морщинами. Такие глаза указывают на тайные любовные дела и
непостоянство. Женщины с такими глазами высокоэмоциональны и
часто истеричны. Как мужчины, так и женщины с такими глазами
имеют тенденцию подвергаться случайностям или несчастьям.
ГЛАЗА БОРОВА. Верхние веки этих глаз имеют излом или
направлены вверх вблизи угла глаза. Радужные оболочки туск-
лые, темноватой окраски. Человек с такими глазами имеет гру-
бый и жестокий характер. Подобные индивидуумы часто попадают
в затруднительное положение и могут оказаться жертвами како-
го-либо несчастья.
ГЛАЗА ВОЛКА .Такой глаз указывает на злую личность. Та-
кие люди обычно жестоки, мстительны и безжалостны и сами
часто гибнут насильственной смертью. Такие глаза указывают
на беспринципную и беззастенчивую личность, заговорческую по
натуре, способную на василие и жестокость. Такие личности
часто - потенциальные убийцы. Согласно древним китайским
текстам, если прямой и единый человек имеет такие глаза, то
это говорит, что он явится жертвой насилия, а не виновным.
Эти глаза должны быть тщательно исселедованы вместе с други-
ми чертами лица испытуемого, прежде чем будет составлено об-
щее закаючение.
ГДАЗА ЗМЕИ. Радужнаяболочка мала и создает впечатление
, что она плавает в море . Часто радужная оболочка имеет
красноватый оттенок. Блеск неуправляемый. Как и в случае
волчьего, такая личность часто имеет неистовый характер. Бу-
дучи оскорбленными, такие индивидуумы сразу бросаются в ата-
ку.
ГЛАЗА ОБЕЗЬЯНЫ. Для этого типа характерны маленькие
глаза с черными радужными оболочками. Такие люди обычно не-
постоянны и плохо гармонируют с окружением. Они беспокойны и
имеют неустойчивый темперамент.
ГЛАЗА РАКА. Глазные яблоки заметно выступают вперед,
как у карпов или золотых рыбок. Радужные оболочки часто не
имеют сильного блеска. Такие глаза говорят об упрямой, храб-
рой и честолюбивой личности. Такие индивидуумы мыслят артис-
тично, но часто с вывернутой логикой. Женщина с такими гла-
зами предпочитает семейную жизнь и является верной и предан-
ной супругой.
ГЛАЗА КОШКИ. Глаза с двойными веками и темно-желтыми
радужными оболочками. Имеют сильную привлекательность для
противоположного пола. Часто производят болезненное впечат-
ление, что пробуждает сострадание у других. Личность с ко-
шачьими глазами обычно ненадежна и имеет отрицательный ха-
рактер. Его или ее характер, однако, остается скрытым, и для
общества подобная личность, как правило, представляется
привлекательной.
ГЛАЗА ПЕТУХА. Глаза этого типа известны также как гла-
за-колесо, потому что радужные оболочки расчерчены линиями,
исходящими из зрачка, подобно спицам колеса. Глаза этого ти-
па обычно бывают голубыми или светло-коричневыми. Если боль-
шие радужные оболочки оставляют видимыми лишь малые участки
белка, то такая личность очень подвержена злоключениям, осо-
бено если линии, идущие от зрачка к краю радужной оболочки,
обрисованы четко.
ГЛАЗА РЫБЫ. Верхнее веко спает на внешний угол и имеет
скос вниз. Человек с такими глазами бывает неустойчив, хотя
его облик мог бы, кажется, и давать ему спокойный вид. Такие
люди медлительны, малоэнертны и, в принципе, антисоциальны.
. Однако, против ожидания, такие личности ведут обузданную
сексуальную жизнь. Лишь после тщательного изучения приведенй
классификации можно переходить к другим чертам лица. Помни-
те, что глаза управляют возрастом от 35 до 40 лет и играют
необыкновенно важную роль в определении характера и судьбы.