Акварель

Наталья Ильинаю Акварель

Н.Ильина"

О. Сорокина

О.Сорокина

ЧАСТЬ II
СИМВОЛЫ  ИСКУССТВА

ДРЕВНЯЯ ЖИВОПИСЬ

 

     Мы продолжали  встречаться  втроем и рассуждать о чудотворных иконах и магии живописи.  Но сегодня мы беседовали  о символах искусства и вопросах символизма.  Разгоряченный нашими похвалами,  видя наше внимание к его рассказам, Василий Коханенко  увлеченно говорил.
- О магической силе искусства люди знали давно. Искусство  и магия были едины.
Древнейшие сохранившиеся  художественные   произведения были созданы уже в первобытную эпоху, примерно 60000 лет тому назад. Прекрасные памятники каменного века, пещерные росписи, написаны красками, а также выгравированы на камне. Люди того времени уже верили в магию и считали,  что с помощью картин  и других изображений можно воздействовать на природу и на людей.  Они были уверены,  например, что нужно поразить стрелой или копьем нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.
На стенах  пещер  изображены  десятки крупных животных.

Картинка 4 из 1528

 

Первобытные художники очень хорошо знали животных,  от которых зависело само существование людей. Легкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя. Красочные аккорды - черное, красное, белое, желтое - производят и сегодня чарующее впечатление.  Минеральные красители,  смешанные с водой, животным жиром и соком растений,  сделали цвет пещерных рос-
писей особенно ярким.
- А много ли пещер с росписями известно ? - спросид я.
-    Только в  Европе  найдено  около полутора сотен пещер сросписями.  Сходные памятники известны и в Азии,  в Северной Африке.  Древнейшие произведения искусства найдены в Месопотамии и относятся к YI тысячилетию до н.э. Наибольшего расцвета искусство достигло в Вавилоне.
Неизгладимый след в истории мировой культуры и магической живописи оставило прекрасное и целостное искусство Древнего Египта.  Большая часть его возникла в связи с религиозными верованиями древних египтян. Они верили, что душа человека после его смерти продолжает  существовать  и  время  от времени посещает тело. Потому египтяне бальзамировали и сохраняли тела умерших  в  надежных  погребальных  сооружениях.
Создавалась  также портретное изваяние,  замещавшее для вернувшегося с того света души ее земную оболочку.  Из  пирамид складывались целые горда мертвых. Величайшее и самое поразительное сооружение этого рода входит в  знаменитый  ансамбль пирамид в Гизе.  Это пирамида фараона Хеопса.  Ее высота 146 метров и в ней может свободно поместиться, например, Исаакиевский собор.  Но пирамида сосотоит сплошь из камня,  внутри нее находится лишь небольшая погребальная камера и ведущие к ней  лабиринты  коридоров,  которые после погребения фараона замуровывались.  Погребальные комнаты украшались  росписями.

Картинка 166 из 6658

Египет. династия египетских фараонов

Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чащее всго стоя,  с руками,  вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперед левой ногой.  Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые легко узнать по своеобразным приемам изображения человека.  Каждая часть фигуры представлена в своем повороте так,  чтобы ее можно было  видеть  как можно полнеее:  ступни ног и голова в виде сбоку,  а глаза и плечи - спереди.  Дело тут не в неумении, а в строгом соблюдении  определенных  правил Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений, очерченных врезанными контурными  линиями и окрашенных в красиво подобранные тона;  им сопудствовали иероглифы - знаки-картинки письма древних  египтян.  На  них изображены не столько действительные,  сколько желаемые события.
Египтяне верили,  что изображенное непременно должо исполниться.  Благодаря верованиям и строгим правилам  древнее египетское  искусство  просуществовало  почти  без изменений около двух с половиной тысячилетий.
- А помимо Египта что еще интересного есть в наскальной живописи? - спросил я.
-  Около 5000 лет назад на островах и побережье Эгейского моря стала складываться самобытная культура, которую по названию моря называют эгейской, или, по названию главных центров, критомикенской. Она просуществовала почти 2000 лет,  пока ее не вытеснили в 12 в.  до н.э.  пришедшие с севера греки. Эгейская живопись также была мистической.
- А какая культура настенной живописи оказала самое большое влияние на других? - спросил я.
- Самое большое влияние на последующие поколения, пожалуй,  оказало искусство Древней Греции.  В произведениях античных писателей можно прочесть о том,  что в  их  времена процветала  живопись,  но  от  росписей храмов и жилых домов почти ничего не сохранилось.  Особое место в греческой живописи принадлежит росписям на вазах.

Картинка 15 из 319

 Сюжеты для вазописи черпали из гомеровского эпоса,  многичисленных мифов о богах  и героях. Магический характер носило и искусство этрусков. Этрусски населяли Северную Италию примерно в 8 в.  до  н.э.  У них существовал культ мертвых:  они верили в загробную жизнь и хотели сделать ее по возможности приятной для умерших.  Их искусство,  служившее смерти, было полно жизни и светлой радости.  До нашего времени  сохранились  "города  мертвых"  - кладбища, которые порой превосходили своими размерами города живых.

                               *.*

     Здесь я прервал рассказ Василия Коханенко  и  попросить
рассказать о раннехристианском искусстве.


Назад      Оглавление       Далее 


 

Н. Ильина

О. Сорокина

Hosted by uCoz