Акварель

Наталья Ильинаю Акварель

Н.Ильина"

О. Сорокина

О.Сорокина

ЧАСТЬ I
ИКОНЫ

ЦЕРКОВНАЯ ЖИВОПИСЬ

Животворящая святыня !
Земля была б без них мертва,
Как.................................................пустыня
И как алтарь без божества.
А. С. Пушкин.

- А все ли иконы обладают чудотворной силой ?
- Ну, во-первых, чудотворные силы икон прояляются только для истинных православных.
Во-вторых без молитвы не может быть чуда.
- В-третьих, безусловно, икона должна быть создана благочистивым иконописцем, истинным христианином.
Особую силу имеют, конечно, церковные иконы.
- Кстати, - прервал я его, - когда я вхожу в храм, я вижу там росписи. Мне не очень ясно убранство храмов.
- Архитектура и убранство византийских и русских храмов  имеет символический смысл.  Чытыре стены храма, объединенные одной главой символизируют  четыре стороны  света под властью единой вселенской церкви. Алтарь  помещается на востоке: по Библии, на востоке располагалась райская земля - Эдем; согласно Новому За вету, на востоке произошло вознесение Христа.
В самой верхней точке храма, на своде купола, помещается изображение Пантократора (в переводе с греческого - Христавседержателя) - творца и главы вселенной.

Картинка 10 из 661

Все прочие фигуры изображения призваны связать фигуру Христа с молящимися, донести его учение на землю к людям. Эту роль выполняют изображения, находящиеся на отвесных поверхностях.

На своде высокой алтарной арки помещается изображение Марии, земной женщины, матери Христа, но почитающееся церквью "превыше небес". Мария обычно изображается в позе Оранты, с воздетыми вверх руками, как бы представительствующая перед Христом за людей. Непосредственно под сводом купола в простенках между окнами барабана располагаются фигуры апостолов, учеников Христа, то есть тех, кто, согласно церковному учению, распространил христианскую веру "до края земли". На четырех парусах (парусом называется часть купольного свода в виде сферического треугольника в местах перехода от основания купола к столбу) помещаются фигуры четырех сидящих евангелистов. Считается, что, подобно тому как купол свода опирается на столбы посредством парусов, так вселенская церковь основывается на четырех евангелиях; как на четырех парусах покоится единый свод, так четыре евангилия проникнуты единым духом. И, наконец, на вертикальных стенах столбов изображаются христианские герои и мученики, те, кто проповедовал и утвердил христианство на земле. То, что они изображаются на столбах, поддерживающих купол, также преисполнено символического значения - церковь считает их "столпами мира".
Таким образом, представленный в куполе Христос, глава "церкви небесной", через богородицу, апостолов, евангилистов, святителей и мучеников находятся в вечном единении с "церквью земной". Вся роспись храма символизирует идею о "церкви  вечной".

- И все же в церквях помимо росписи есть иконы.- Сказал я.
- Для православной церкви икона имеет особое значение. - сказал Валилий. - Молясь  перед иконой, мы должны понимать, что икона не Сам  Бог или угодник Божий, а лишь изображение Бога или угодника Его. Поэтому не иконе мы должны молиться, а Богу или святому, который на ней изображен.
Святая икона - как священная книга. В священной книге мы благоговейно читаем Божии слова, а на святой иконе благоговейно созерцаем святые лики, которые, как и Божие слово, поднимают наш разум к Богу и Его святым и воспломеняют наше сержце любовью к нашему Творцу и Спасителю.
- А когда следует подходить к иконе? - спроси я.
- К иконам можно подходить либо до богослужения, либо после его.
Целуя икону, мы должны возводить свою мысль и чувства к тому лицу, которое изображено на ней, воздавать ему должное чквствование. Целуя святыню, нужно питать  в себе надежду, что ее боагодатная сила очистит тернии наших страстей. Одно же прикосновение уст без горячей веры и молитвы сердца не принесет нам никакой пользы.

- Кстати, Василий, а существуют какие-то таинства изготовления икон? Спросил я.
- О, изготовление иконы это весьма тонкое дело.


Назад      Оглавление       Далее 


 

Н. Ильина

О. Сорокина

Hosted by uCoz