Акварель

Наталья Ильинаю Акварель

Н.Ильина"

О. Сорокина

О.Сорокина

ЧАСТЬ I
ИКОНЫ

ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ

- Существует множество икон Божьей Матери, которые обладают чудодейственной силой. Каждая икона имеет свою историю, свою
судьбу, свое имя. Среди них иконы "Благодатное небо", "Благоуханный свет", "Воспитание", "Живоносный источник", "Милостивая", Нечаянная радость", "Неуведаемый цвет", "Сладкое лобзание", "Умиление", "Целительница" и др.

Картинка 2 из 146

Благодатное небо

В иконах Богоматери верующие люди, их писавшие, отразили Пречистую Деву в разные минуты духовное ее жизни.  Вот Она прижимает нежно обеими руками к щеке Младенца (Касперовская икона).

Картинка 6 из 182

Касперовская икона

 Вот, держа правой рукой младенца, левой в скорби прижимает к голове - обычный жест тяжко страдающих людей ("Утоли моя печаль").

Картинка 1 из 415

Утоли моя печаль

Вот показывает Она сидящему у Ней на коленях, одетому в рубашечку Христу небольшой крест, за который Он схватил ручонкой; а рядом, на столе, стоит чаша, таинственная чаша, которую он должен испить  (Козельщанская икона)

Картинка 1 из 87

 

Козельщанская икона

 Вот крепко-крепко обхватила и держит обеими руками протянувшего у Ней на груди руки Младенца, точно боясь, что Его отнимут от Нее.  Так готова Она принять на руки и держать в материнских объятиях всякого человека, которому грозит беда ("Взыскание погибших").

Картинка 1 из 370

Взыскание погибших

Вот Она с тоскою взирает на крест Своего Сына (Алтырская  икона).

Картинка 2 из 158

Алтырская  икона

Вот стоит на воздухе над сонмом бедствующих и посылает ангелов напитать голодных, одеть нагих, поднять больных ("Всех скорбящих радость").

Картинка 3 из 751

Всех скорбящих радость

Иконы Божьей Матери, чаще всего, естественно, изображают Деву Марию с младенцем Христом на руках. Когда вглядываешься в их лики, смотришь бесконечно долго на их изображения, они становятся реально осязаемыми, и ты можешь молча говорить с ними, и ясно ощущаешь, что они тебя слышат,  понимают... И твоя жизнь и их жизнь на земле становятся ясными и понятными тебе... Но для этого необходимо небольшое чуть-чуть - истинная вера.
Вера открывается с познания земного пути  Христа и его Пресвятой матери, с проникновением этой веры в душу. А их земной путь был тернист...
- Василий, кстати, расскажи мне о непорочном зачатии Девы Марии. Не очень то я это воспринимаю.
И Василий начал упоенно рассказывать, рассказывать так, как это умеет делать только он.
- В трех днях ходьбы от Иерусалима лежал маленький городок Назарет. Здесь жили родители Девы Марии - Иоаким и Анна. Происходили они из царственного рода Давида.  Потомки этого рода смешались с другими родами и, казалось, ничем от других людей не отличались. Но отличительной  чертой   их характера было благочестие и милосердие к бедным. Сами они были зажиточными людьми. Иоаким владел большими стадами скота, но на себя они тратили минимум. Большую часть  своих доходов они жертвовали  в храм и  раздавали бедным.  Праведностью своею они возвышались над людьми.
У них не было детей. Это их тревожило и угнетало. Они усердно молились Богу о чадородии. И Господь их услышал.  Однажды после молитвы Анна увидела ангела Божьего, который сказал ей:
- Твоя молитва услышана. Вопли твои прошли через облака, слезы твои упали пред престолом Господа. Ты родишь дочь благословенную, высшую всех дочерей земных. Ради нее благословятся все роды земные. Через нее дастся спасение миру, и наречется она Марией.
Анна тут же обещала: если у нее будет дитя, отдать его на служение Богу.
9 декабря православная церковь празднует Зачатие Пресвятой Девы Анною, а через 9 месяцев после этого дня, 8 сентября, Пречистая Дева родилась на свет.
Трех лет от роду Пресвятая Дева была введена во храм иерусалимский. При храме проживали вдовы и девицы, которые вели чистый  и благочестивый образ жизни.  Вся  душа Пресвятой Девы тянулась к Богу.
Пресвятая Дева рано лишилась родителей. Сперва умер 80-летний Иоаким, а вскоре и Анна.
Пресвятая Дева росла тихой и  благоговейной. Ни одного грубого слова, не сорвалось с Ее уст, никто не слышал повышенного тона ее голоса. В храме она занималась чтением Святого Писания, молитвами и рукоделием. В четырнадцатилетнем возрасте, когда родителей ее уже не было в живых, Она решилась всецело посвятить себя Богу и  всю свою жизнь пребывать в девстве ( Лук. I, 34).

Картинка 2 из 322

Пресвятая Дева Мария

По истечении четырнадцати лет пребывания Марии в храме первосвященники сказали, что по обычаю Ей надо оставить храм и выйти замуж. Ангелы указали первосвященникам, что мужем Марии должен стать праведный 80-летний старец Иосиф, добывавший себе хлеб плотническим ремеслом.

Картинка 3 из 322

Иосиф Обручник, обрученный муж Пресвятой Девы Марии

Первосвященник сказал Иосифу:
- Ты примешь Деву и будешь хранить ее.
Иосиф возразил, что он станет посмешищем, если возьмет к себе в дом столь молодую девицу. Но ему объяснили, что его назначение быть Ей не  мужем, а хранителем ее святыни и заботливым служителем. И Иосиф согласился.
Дева Мария тоже страдала от необходимости выходить замуж. Она не хотела покидать монастырь, ведь ее жизнь отдана  только  Бога единому. Но ей пришло  откровение от Бога, чтобы она не боялась идти в дом к Иосифа, праведного старца.
Старец Иосиф был потомок Давида и Соломона. Это был человек твердого, правдивого, искреннего нрава, скромный, внимательный, трудолюбивый. От брака с Саломонией у него было две дочери и четыре сына. Перед обручением с Девой Марией он прожил много лет в честном вдовстве.
Самое сложное Для Марии и Иосифа было делать так, чтобы со стороны все были бы уверены, что они живут в обыкновенном браке, хотя она и оставалась девственной. Иосиф был Марии только хра-
нителем и питателем (Лук. I, 27).
-Но как же все таки зачла Дева Мария?
Трогательно евангельское повествование о благовести Пресвятой Девы Марии архангелом Гавриилом о чудесном зачатии (Лук. I, 26, 38).
- Радуйся, Благодатная ! Господь с тобою; - сказал ей явившейся ангел. - Благословенна Ты между женами!
Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.
И сказал ей Ангел:
- Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
.......................................
- Как будет это, когда Я мужа не знаю? - вопрошает она ангела в   удивлении.
Ангел сказал ей в ответ:
- Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя. Посему  и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
Тогда Мария сказала:
- Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему.
И отошел от Нее Ангел.
....................................................................
Прошло несколько месяцев. Следы беременности становятся заметны. Она переживает, видя, что Иосиф подозревает Ее. По обычаям того времени, женщина, изменившая мужу, должна быть забита камнями. Но не это волновало ее.
Дева Мария  представляла себе человека, который видел в ней высшее воплощение самого высокого, самого, чистого, неземного. Он радовался, что его старческая рука  охраняет этот цветок непорочности, чудную безгрешную Деву, - и вдруг  Она  готовится стать матерью! Неужели могли лгать эти глаза, через которые смотрит в душу само небо? Неужели позор лег на это чело, озаренное   сиянием какого-то невещественного света ? Неужели  слова грешной телесной любви произносили эти невинные уста ? Она хорошо понимала с каким чувством ужаса, содрогания, боли и горечи воспринимал происходящее ее муж Иосиф. По своей чуткости Пресвятая Дева, конечно же, угадывала, что происходит в душе Иосифа. Но что ей было делать ! Не могла же она сказать ему о том, что было тайной между Ней и  Богом !
И Пресвятая Дева предпочла делать то, что делала потом, делала всю свою жизнь - молча страдать. Молча страдать - вот что было на земле Ее постоянным уделом.
Она молча страдала, когда в холодную декабрьскую ночь Ей нельзя было приютить новорожденного Сына в теплом дому и когда волы согревали дыханием своих ноздрей Царя вселенной. Она молчала, когда ее Ее сын рос в бедном доме и едва хватало средств на его пропитание. Она молчала, когда Он, оставив Ее, ушел на свое великое дело - на проповедь к народу.
Она молча страдала, когда однажды пришла навестить Его в доме, теснимом народом, и на Ее просьбу сообщить сыну, что пришла Его мать навестить его,  Иисус не вышел и прислал ответ: "Кто творит волю Отца Моего, тот мне брат и сестра, и Матерь".
Она молча страдала, когда ее сын стоял на помосте избичеванный, оплеванный, с терновым венцом на голове, с запекшимися каплями крови.
Она молчала, когда безумная толпа кричала: "Распни, распни Его".Она молча страдала, когда Он , падая, подстегиваемый легионерами, нес по улицам Иерусалима Свой крест. Она молча страдала, когда в  Ее ушах раздавались звуки рокового молота, пробивавшего гвоздями руки и ноги Ее Божественного Сына.
Она молчала, когда на кресте, оставленный Отцом, корчился в муках Ее сын, в муках, собравших муки всех людей.  Она страдала,
молчала и смотрела...

И эти молчаливые страдальческие глаза теперь смотрят на нас с икон. И мы Знаем, что хоть не говорят ее уста, она слышит нас, понимает наши страдания и воспринимает их как свои страдания, как страдания Своего сына. Она молчит, но она всегда готова нам помочь, и она помогает нам.

Царица неба и земли,
Скорбящих утешенье, Молитве грешников внемли:
В Тебе надежда и спасенье.
Погрязли мы во зле страстей,
Блуждаем в тьме порока,
Но ....наша Родина... О, к ней
Склони всевидящее Око !
Святая Русь - Твой светлый дом
Почти что погибает,
К тебе, Заступница, зовем:
Иной никто у нас не знает.
О, не оставь своих детей,
Скорбящих упованье,
Не отврати Своих очей
От нашей скорби и страданий.

А вот как писал о Божьей матери Пушкин в стихотворении Мадонна:

 

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Мы были в восторге от рассказа Василия и даже захлопали ему.
- Василий расскажи еще что-нибудь о Деве Марии, - стали мы просить его.
И он начал рассказывать о ЯВЛЕНИИ  БОГОМАТЕРИ ПРЕПОДОБНОМУ СЕРАФИМУ САРОВСКОМУ.

Преподобный Серафим Саровский,  родившийся 19 июля 1759 года и скончавшийся 2 января 1833 года, в течение своей жизни несколько раз удостаивался чудесных явлений Царицы Небесной.

Картинка 1 из 1577

Преподобный Серафим Саровский

 

Первый раз Богоматерь явилась св. Серафиму еще в детстве, когда он тяжело заболел. Больной ребенок рассказал матери, что ему во сне явилась Пресвятая Богородица, обещая придти к нему и исцелить его от болезни. Мать приняла слова сына за бред, но ребенок неожиданно поправился.
Другой случай явления Божьей Матери св. Серафиму  относится к 1780-му году, когда преподобный  вступил уже на путь подвижничества и был послушником в Саровской пустыне. Здесь он заболел тяжким недугом и более полутора лет не вставал с постели. Когда болезнь усилилась, настоятель монастыря предложил пригласить врача, но пресвятой Серафим отказался. Всецело уповая на Господа и на Богоматерь, он отвечал:
- Я предал себя, отче святый, нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери.
Только под конец своей жизни преподобный Серафим объяснил тайну своего скорого избавления от столь тяжкого недуга. Он рассказывал своим близким людям, что явилась к нему в несказанном свете Пресвятая Дева Мария вместе с двумя апостолами: Иоанном Богословом и Петром. Обратясь к Богослову лицом и указывая пер-
стом на больного, Богоматерь сказала:
- Этот нашего рода.
В 1804 году преподобный Серафим жил один в небольшой келье, в глухом дремучем лесу, в 6 верстах от монастыря.

Картинка 2 из 1577

На него напали разбойники и жестоко избили его: проломили голову, выбили ему зубы, перебили ребра и оттоптали грудь. С трудом, когда Серафим очнулся, он добрался до монастыря. Здесь он семь суток не принимал ни пищи, ни воды и от ужасных болей во всем теле не мог спокойно пролежать ни одной ночи. Когда настоятель монастыря увидел, что нет никакой надежды на выздоровление Серафима, что здоровье его не только не восстанавливается, но, по-видимому, все более и более ухудшается, то послал в Арзамас за врачами. Врачи приехали, но почувствовали свою беспомощность.  Желая если не излечить больного, то хотя бы сколько-нибудь облечитье го страдания, врачи решили пустить кровь, обмыть больного, к ранам приложить пластырь. Врачи совещались. В это время преподобный Серафим на короткое время заснул. И вот во сне он видит, что с правой стороны постели подходит к нему Пресвятая Богородица в царской порфире. Ее сопровождают апостолы Петр и Иоанн Богослов. Богоматерь, остановившись  у постели, перстом правой руки указала на больного и, обратившись в строну врачей сказала:
- Что вы трудитесь ?
После этого она обратилась к старцу и прибавила:
- Этот от рода Моего.
Видение тотчас кончилось, и больной проснулся. В тот же день
преподобный Серафим встал с постели и начал ходить по келье, а к вечеру в первый раз вкусил пищи.
Были и другие явления преподобному Серафиму. Последнее явление было 25 марта 1831 года. Матерь Божия явилась Серафиму не  в видении, а наяву, так же, как некогда явилась другому великому русскому подвижнику и угоднику Божию - преподобному Сергию.
Благочестивая старица Дивеевского монастыря Ирина Семенова была свидетельницей этого явления.

Картинка 1 из 15

 

В день Благовещения утром святой Серафим обратился к иконе и объявил:
- Нам будет видение Божьей Матери.
Вслед за этим поднялся шум, подобный тому, который бывает в лесу от большого ветра, и, когда он стих, послышалось пение, подобное церковному. Неожиданно дверь в келью сама собой растворилась, и утренний полумрак сменился ярким светом, который по своей силе во много раз превосходил свет солнца. Дивное благоухание наполнило всю келью.
Тотчас же показалось чудное райское видение: впереди шли два ангела. Оба они, один в правой руке, а другой в левой, держали по ветви, покрытой только что распустившимися цветами. Волосы их были подобны золотисто-зеленому льну и лежали распущенные на плечах. Оба ангела стояли впереди. За ними следовали св. Иоанн Предтеча и св. евангилист Иоанн Богослов, облеченные в белые блестящие одежды. Потом шествовала Мария Божия, сопровождаемая двенадцатью девами.
Дева Мария имела на себе блестящую одежду несказанной красоты. Голова Небесной Царицы была украшена короной, на которой виднелись кресты.

Картинка 32 из 6205

От этих крестов распространялся столь сильный свет, что человеческий глаз не мог вынести его и нельзя было смотреть на самое лицо Богоматери. Волосы ее были распущены по плечам и быле прекраснее и длиннее ангельских, а ростом Она, казалось, была выше всех дев.

*.*
На следующий день, мы собрались    у Василия Коханенко. У него на стене висело множество икон. Мы попросили рассказать нам об иконах Божьей Матери. Он снял одну из висевший икон иначал говорить.

 


Назад      Оглавление       Далее 


 

Н. Ильина

О. Сорокина

Hosted by uCoz